Как известно, отставке бывшего министра финансов России Кудрина в 2011 году способствовало то, что он не смог поладить с президентом того времени Медведевым. Более того, до ухода в отставку Кудрин обратился к президенту с высокопарной репликой: «Дмитрий Анатольевич, у меня и правда есть с вами разногласия. Я приму решение, посоветовавшись с премьер-министром».
Президент был разъярен такой позицией, и отставка не заставила себя долго ждать. Здесь следует напомнить, с чем была связана основная порция критики со стороны Кудрина в адрес Медведева: безответственное увеличение военных расходов.
Военные расходы
В дальнейшем, после ухода Кудрина из правительства, ресурсы, которые Россия направляла на военные цели, возросли еще больше. Если в 2011 году военные расходы составляли 3,7% ВВП, то сейчас — 4,5%. В последний раз такой размер расходов на армию наблюдался в начале 1990-х годов. Иными словами, в последнее время налицо определенная тенденция, и данные подтверждают это.
Кроме того, цифры показывают, что и в масштабах мира нынешние военные расходы России находятся на высоком уровне. И по этому показателю Россия входит в первую десятку.
Хотя ожидается, что в 2016 году экономическая ситуация несколько выровняется, на сколь-либо заметное восстановление уйдет немало времени. Несмотря на все это, бюджет на 2016 год указывает на отсутствие намерения уменьшить расходы на оборону. Но если учесть планы России по военной модернизации последнего времени, а также новые фронты, которые она сама же и открыла, едва ли можно ожидать обратного.
Насытить национальными чувствами
Ситуация, в которой оказалась Россия, постепенно становится похожа на порочный круг. Глядя на агрессивную внешнюю политику страны, можно с одной стороны наблюдать следы региональных амбиций, с другой — ощутить и определенные внутриполитические цели, такие как насытить национальными чувствами народ, недовольный экономическим курсом.
И одним из наглядных примеров этого является не вполне рациональная позиция Путина в отношении самолетного инцидента с Турцией. Одна из главных его задач — через демонстрацию силы заставить ощутить свое «подавляющее влияние» внутри страны и за ее пределами. Полагаю, это самое сильное лекарство, призванное предотвратить возможный хаос и скрепить российское общество в период таких социально-экономических потрясений, когда народу не до веселья.
Нетрудно увидеть, что экспансионистская политика Путина, подпитывающая в стране националистический дух (если отбросить в сторону геополитические цели), позволила отвлечь внимание от постепенно осложняющихся условий жизни. А это обеспечивает устойчивую поддержку Путина в российском народе, несмотря на ухудшение экономической ситуации в стране. Однако сам по себе этот курс делает российскую экономику еще более хрупкой. Крупнейший риск для будущего российской экономики уже давно сформулирован как «геополитическая напряженность».
В этой связи прав был Кудрин, который в конце 2014 года в одном из своих выступлений отметил, что понадобятся годы, чтобы восстановить прежние возможности в плане внешних инвестиций и доверия к российской экономике. Более того, в то время нефть еще не упала до рекордно низких отметок, а Путин не устремился в новые края.
Если не диверсифицировать экономику
Таким образом, судя по всем этим обстоятельствам, российская экономика переживает непростые времена. И хотя, на мой взгляд, выход может быть найден в региональном сотрудничестве с Китаем, основной фактор, необходимый Путину для обеспечения благополучия народа, заключается не в территориальной, а в экономической экспансии и диверсификации экономики.
Для этого критически важно смягчить инвестиционный климат. В более широком смысле без таких целей, как разрушение бюрократических барьеров, укрепление прав собственности, повышение конкурентоспособности, стимулирование эффективной финансовой системы, снижение торговых барьеров, обеспечение прозрачности, российская экономика нескоро сможет встать на ноги и пойти в гору.
Тем не менее, в этом хаосе по ту сторону границы от нас Путин и его команда вряд ли смогут найти время и ресурсы на неотъемлемые внутренние потребности. А это, как мы отметили выше, обрекает зависимую от природных ресурсов российскую экономику на бесконечное вращение по спирали. Иными словами, если политика безудержного гнева не даст искомых результатов, Владимира Владимировича ждут сложные времена.