Стремительное падение цен на нефть, изменение геостратегических балансов на Ближнем Востоке, молчаливая война России с США, а также планы Ирана по расширению шиитской оси в арабском мире направляют сегодня процесс формирования блоков и определяют, кто и на какой стороне примет в нем участие.
Крупным государствам это, может быть, и не причиняет каких-либо серьезных бед, но небольшим странам, а также тем, кто не желает участвовать в этом процессе, такая ситуация предвещает катастрофу.
Россия и Иран, которые разжигают костры на Ближнем Востоке, чтобы заставить с собой считаться, стали представлять опасность не только для этого региона, но и для Евразии. Все, что сегодня происходит на Кавказе, в странах Средней Азии да и на Ближнем Востоке, во многом остается вне поля зрения, а это только развязывает России и Ирану руки в этих регионах.
Первыми сигналами надвигающейся опасности можно считать слова советника иранского президента о том, что свое возвращение на историческую сцену Иран начал с отвоевания былых сфер влияния, доказательством чего является его присутствие в Азербайджане, Таджикистане и в некоторых арабских странах.
Желание Путина вернуть бывшие республики Советского Союза и его угрозы чуть ли не лишить правящие здесь режимы власти — дело совсем не новое. Только раньше он высказывал такое мнение осторожно, а сейчас открыто и четко занимает такую позицию. Эту ситуацию необходимо рассматривать как приближение катастрофы для таких стран, как Азербайджан, Грузия, Казахстан, Киргизия.
США серьезно работают с оппозиционными группами, СМИ и НКО на Кавказе и в Средней Азии. И поэтому здешняя оппозиция — на стороне американской политики. Времена, когда правящие на Кавказе и в странах Средней Азии режимы были расположены и к России, и к США, подходят к концу. Ведь в условиях глобального процесса формирования блоков от этих стран ждут не политики баланса, а четкой позиции. Именно этот момент и объясняет, почему США все больше давят на правительство Азербайджана.
Россия разрабатывает стратегии, которые позволят ей остаться в регионе. Главный козырь России — наличие конфликтных зон на постсоветском пространстве, а также проблемы на этнической почве, которые можно наблюдать на Кавказе, в Средней Азии, Молдове, на Украине. Если политические настроения в этих странах накренятся в сторону Запада, возникнут зоны открытой войны. Действия России и Ирана в Сирии, прокладывающие дорогу для новых катастроф, могут дать определенное представление и об их возможных планах в других регионах.
В российском общественном мнении пребывание России в составе шиитского союза рассматривается как «евразийская аксиома» и подается как «спасение России». Российское общество желает поддержать свое правительство в этом вопросе.
Русские вместе с персами укрепляют союз, направленный против англосаксонской экспансии. По сути они верят, что когда сядут за стол переговоров, то в выигрыше останется та сторона, у которой будет больше козырей. В этих условиях сосредоточение внимания на Ближнем Востоке не должно мешать нам смотреть шире. Мы должны предвидеть катастрофы, поступь которых начнет доноситься на следующем этапе.
При этом Россия и Иран не желают видеть Турцию за столом переговоров с США. Они делают все, чтобы не допустить нас к этому процессу. Ведь во всех вопросах, которые являются предметом торга, у Турции есть определенное влияние. Следовательно, Анкаре следует тщательно продумать свои новые ходы в этой игре русских с персами. Нас не должны застигнуть врасплох их планы в Средней Азии, на Украине, Кавказе, в Молдове, которые последуют за ближневосточной катастрофой.