2015 год постепенно уходит в прошлое. Он был, с одной стороны, отмечен терроризмом, региональными конфликтами, кризисом беженцев, стихийными бедствиями, а с другой — преисполнен надежд благодаря празднованию 70-летия Победы в Мировой антифашистской войне, принятию ООН повестки дня по Целям устойчивого развития до 2030 года, достижению исторического всеобъемлющего соглашения по иранской ядерной программе и одобрению Парижского соглашения по климату. В то же время 2016 год, несмотря на любые настроения, царящие в обществе, упорно и необратимо вступает в свои права и открывает новую главу в человеческой истории.
Как отмечают иностранные СМИ, «Китай осторожно вступает в роль державы». На фоне роста влияния на международной арене именно в 2016 году Китай начинает решительное претворять в жизнь планы 13-ой пятилетки, которая представляет собой «дорожную карту» социально-экономического развития страны на ближайшие пять лет. КНР стремится на основе сохранения умеренного экономического роста добиться рационального и поступательного развития.
Государственная пятилетняя программа Китая, который решительно идет по пути мирного развития и наращивает все большее влияние в глобальной экономике, вне всякого сомнения, привлекает к себе всеобщее внимание международного сообщества, в том числе и близкого соседа, стратегического партнера — России.
«Период 13-й китайской пятилетки — это одновременно и период реализации соглашения о сопряжении ЕАЭС и китайской инициативы „Один пояс, один путь“. Китай и Россия уже создали координационный рабочий механизм сотрудничества по состыковке двух этих проектов. В рамках данного механизма началась работа по основным положениям долгосрочных планов двух стран, а также по конкретным направлениям сотрудничества в таких сферах, как финансы, инвестиции, энергетика и инфраструктура», — указал на возможности новой пятилетки в КНР для России Андрей Иванов, ведущий научный сотрудник Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО.
Помимо стратегии «Один пояс, один путь», российских экспертов и ученых крайне заинтересовали такие формулировки в 13-м пятилетнем плане, как «смена модели экономического развития», «новая норма», «инновационное развитие», «скоординированное развитие», «открытое развитие», «взаимовыгодное развитие» и так далее. Это говорит о том, что «мозговой центр» России, четко понимающий ситуацию в РФ, планирует следить за действиями и опытом Китая, чтобы извлечь из этого пользу для собственной страны.
«В ходе реализации 13-й пятилетнего плана Китаю предстоит решить непростые задачи. Смена модели экономического развития — сложная задача… Переход к инновационной экономике — очень сложный процесс, связанный с необходимостью проводить сложные структурные изменения… Новая нормальность включает в себя два основных момента. Первый — это неизбежное снижение темпов роста до тех параметров, которые установлены китайским руководством… Второй — необходимость обеспечивать должный уровень социальной стабильности», — оценивает китайскую стратегию развития эксперт Института Дальнего Востока РАН Яков Бергер.
Напомним, что Россия, экономика которой сейчас сталкивается с небывалыми трудностями в связи с продолжительными западными санкциями, падением мировых цен на нефть, колебаниями валютного курса и так далее, также экстренно нуждается в изменении структуры собственной экономики. Как подчеркнул президент России Владимир Путин в своем послании 2015 года: «Только изменив структуру экономики, мы сможем решать масштабные задачи в сфере безопасности и социальном развитии, создать современные рабочие места и повышать качество и уровень жизнь миллионов наших людей».
«Китай выдвинул новую мировую концепцию — более справедливого мирового порядка, когда многие страны, которые были фактически исключены из мировой политики, благодаря усилиям КНР вернутся в число мировых игроков. Эту позицию разделяют многие страны, в том числе Россия и целый ряд государств Центральной Азии. И в этом плане будет возрастать роль не только экономических, но и политических факторов. Возрастание роли политических факторов позволит Китаю сохранить как минимум позицию азиатского лидера и, безусловно, роль одного из сильнейших мировых игроков», — собственные взгляды относительно значения китайской 13-й пятилетки и ее влияния на страны мира высказал профессор Высшей школы экономики России Алексей Маслов.
13-я пятилетка Китая откроет двум близким партнерам новые возможности сотрудничества. По мнению российских экспертов, все основные направления сотрудничества между Китаем и Россией уже обозначены и будут во время 13-й пятилетки еще дополняться и развиваться. «Это, прежде всего, сотрудничество в энергетике. Это новые трубопроводы, поставки нефти и газа, строительство АЭС, поставки электроэнергии. Это высокие технологии — космос, „зеленая энергетика“. Это транспортная инфраструктура. Сопряжение ЕАЭС и китайской концепции „экономический пояс Шелкового пути“ создает огромные возможности развития транспортной инфраструктуры», — отметил эксперт ИДВ РАН Яков Бергер, добавив, что реализация проекта строительства скоростной железной дороги между Азией и Европой через территорию России способна изменить геополитическую ситуацию в мире.
Оценивая возможности китайской 13-й пятилетки для России, Андрей Иванов считает: «Сохранение умеренно высоких, на уровне примерно 6,5%, темпов роста китайской экономики в ближайшие пять лет во многом будет определять перспективы мирового хозяйства. И любая страна, в том числе и Россия, будет связывать определение перспектив своего экономического роста с перспективами китайской экономики».
«В России ожидают, что уверенное развитие экономики Китая, реализация задач, поставленных в 13-м пятилетнем плане, создаст новые возможности для расширения сотрудничества российских и китайских предприятий в сфере высоких технологий. Готовятся новые проекты в области космонавтики, авиации, ядерной энергетики, в области новых источников энергии. Большие перспективы открываются и в сфере сельскохозяйственного производства и охраны окружающей среды… И, конечно, Россия очень рассчитывает на участие китайского бизнеса в развитии Дальнего Востока», — отмечает эксперт. Он возлагает немало надежд на новые возможности для России в процессе реализации 13-го пятилетнего плана.