Две недавние смерти, случившиеся в России — главы Главного разведывательного управления Игоря Сергуна и замначштаба воздушно-десантных войск РФ Александра Шушукина, — вызывают много вопросов, считает российско-американский историк Юрий Фельштинский.
«Я читал разные мнения о причинах этих смертей. Смерть главы ГРУ Сергуна кажется особенно подозрительной из-за того, что не ясна дата и обстоятельства смерти — по одним данным, это произошло 4 января в России, по другим — 1 января в Ливане. Проблема в том, что у нас нет информации. Есть повод для спекуляций на том, что произошло с этими людьми, умерли ли они по естественным причинам или нет. К сожалению, российская и советская история показывает, что многим людям, причастным к власти или деятельности спецслужб, умереть «помогло» государство», — сказал он.
По его мнению, сомнения в естественных причинах смерти Сергуна и Шушукина, высказываемые публично, говорят о недоверии президенту России Владимиру Путину.
«Возникающие вопросы — это симптом недоверия общества Путину. Даже если завтра нам скажут абсолютную правду, мы все равно не поверим, и в этом проблема Кремля — мы уже не в состоянии верить его сообщениям», — отметил он.
Историк считает, что только после смены режима может появиться доверие российской власти. «Недоверие — это результат второй чеченской войны и политики Путина. Прежде, чем начнут доверять Кремлю, пройдет очень много времени и полностью сменится режим, лица руководителей. Это касается доверия не только граждан России, но и Украины, и Польши, президент которой Качиньский трагически погиб в аэропорту под Смоленском. Я считаю, это проблема Путина. Он может говорить все что угодно, но ему никто не верит», — сказал он.
Сравнивая ситуацию с обществом США, где Фельштинский живет более 30 лет, он подчеркнул, что американцы доверяют своим властям. «Если бы скоропостижно скончались два–три руководителя ЦРУ, никто бы не стал предполагать, что это сделано спецслужбами и президент Обама убирает кого-то. Потому что в США нет таких историй, нет искусственных зачисток внутри спецслужб. Здесь общество доверяет руководству страны, потому что есть инструменты проверки. Сенат, Конгресс и суд независимы. Избирательная система встряхивает политиков раз в несколько лет. Во время предвыборной гонки общество довольно агрессивно пытается узнать правду — всех выворачивают наизнанку и вытаскивают все грязное белье, которое когда-либо было в биографии политиков», — рассказал он.
Он отметил, что в России ситуация противоположна. «Российская власть ни за что и ни перед кем не отвечает, абсолютно не зависит от своих избирателей, парламента, Верховного суда. В этом смысле руководители РФ — узурпаторы и склонны к жестким недемократическим действиям, поскольку знают, что ничем не рискуют, не отвечают перед законом. Это подталкивает их на противоправные действия, в том числе убийства. Мы видим, что убивают не только политических противников, как, например, оппозиционера Немцова, но и союзников. Один из громких случаев — убийство Романа Цепова, который был близким товарищем Путина еще со времен Санкт-Петербурга и Собчака», — считает историк.
«Когда скоропостижно умирает руководитель ГРУ, еще довольно молодой человек, это не может не наводить на подозрения. Что бы ни заявляли в Кремле, конечно, будет много людей, считающих эти сообщения ложными и думающих, что Сергуна устранили», — подытожил Фельштинский.
27 декабря 2015 года умер генерал-майор Александр Шушукин, по сведениям СМИ, принимавший участие в военной операции РФ по захвату Крыма. А 4 января стало известно о скоропостижной кончине генерала Игоря Сергуна, внесенного в санкционные списки США и ЕС. Обоим умершим не было 60 лет. Американская частная разведывательная компания Stratfor, ссылаясь на собственные источники, утверждает, что Сергун умер не в Москве 4 января, как об этом сообщалось официально, а 1 января в Ливане.