Международная группа гражданских журналистов Bellingcat в начале года заявила, что сузила список причастных к катастрофе самолета Malaysian Airlines рейса МН17, которая произошла на востоке Украины летом 2014 г. Теперь список насчитывает 20 российских военнослужащих. Подробный доклад, содержащий имена и фотографии военных РФ, был передан прокуратуре Нидерландов. Также он будет передан следственной группе, занимающейся поиском виновных в крушении рейса МН17. 112.ua пообщалось с координатором портала журналистских расследований Bellingcat Эриком Толером, который уточнил ряд моментов о проделанной работе. В частности, Толер рассказал, что группа продолжает работать со «списком 20-ти» и не исключено его изменение в будущем. Кроме того, Bellingcat активно занялась расследованием участия России в войне в Сирии
— Основатель Bellingcat Элиот Хиггинс указывал, что идентифицировать «Бук» и 53-ю зенитно-ракетную бригаду удалось по фото в интернете, а также по профилям бойцов в соцсетях. Насколько точными могут быть такие выводы? И может ли следственная группа в своих выводах оперировать такими фактами? А если дело дойдет до суда, может это стать доказательством?
— Наши исследования идентифицировали солдат из 53-й бригады, которые, возможно, являются виновниками трагедии MH17, но мы не говорим определенно о вине этих людей. Мы определили командиров бригады, которые были во главе подразделения, управляющего «Буком». Тем самым, который был сфотографирован на Украине 17 июля, в котором не хватало одной ракеты, и который вернулся в Россию на следующее утро. Мы не можем с уверенностью сказать о вине конкретного российского военнослужащего в составе экипажа, который вошел в Снежное 17 июля 2014 года, но мы потратили более года, чтобы определить, кто в бригаде таковым может быть, а кто не может.
Очень большой раздел доклада посвящен лицам, которые могут быть невиновны. Это те, кто был в это время в других местах, на подготовке и т.д. Часть доклада перечисляет лиц, которые были в конвое, который сопровождал «Бук» к украинской границе. Мы надеемся, это поможет голландским следователям в расследовании их уголовного дела, поможет допросить российских солдат и должностных лиц. Только наших доказательств не достаточно, чтобы отправить кого-то в тюрьму. Но мы никогда не ставили себе цель, чтобы делать работу следователей. Наша цель в том, чтобы помочь в идентификации людей, которые, возможно, были виновны, а также тех, которые не могли быть виновными. Для того, чтобы сузить поисковый лист, который сейчас очень большой.
— Очевидно, что не все бойцы, а особенно их командиры, имеют профили в соцсетях. Существует ли возможность, что ваш сокращенный список на самом деле может быть больше, а некоторые личности туда не попали из-за недостатка данных?
— Абсолютно. Именно поэтому 20 человек, которые нами были определены — это не полный список. Наша цель не в том, чтобы дать всеобъемлющий, 100%-но определенный перечень виновных преступников. Мы хотим сузить список возможных подозреваемых, используя информацию с открытым исходным кодом. Есть, безусловно, другие люди, не включенные в список 20-ти. Мы бы их включили туда, если бы располагали более широкой информацией.
— Цитирую мистера Хиггинса: «Мы установили, кто с наибольшей вероятностью был непосредственно причастен к запуску ракеты, сбившей самолет: командиров, которые, вероятно, и получали приказ на пуск ракеты, водителей и операторов ракетной установки. В итоге мы смогли выделить эту небольшую группу людей». Можете подробнее рассказать, как это удалось сделать?
— Это окончательный список, или возможно его сокращение или расширение?
— Всегда можно сделать больше. И нам еще предстоит проделать много работы. Это не полный список, он может быть, и, я уверен, что будет, расширен или сужен на основе дополнительной информации.
— Можете назвать хотя бы несколько имен из списка? Или хотя бы их возраст, откуда они родом, звания, моменты биографии.
— Нет, извините. Я был удивлен, и не очень приятно, что в голландских новостях показали список с именами и фотографиями. Да, там размыты фото, но не размыты имена. Я ожидал, что они все сделают профессионально. Это только список возможных подозреваемых, и многие из них, конечно, невиновны. Да и список был предназначен только для расследования, которое проводится на данный момент в Нидерландах.
— В последнее время из России доносятся сообщения о смертях армейских командиров (так, в конце прошлого года внезапно умерли глава ГРУ РФ Игорь Сергун, заместитель начальника штаба ВДВ генерал-майор Александр Шушукин и некий «начальник противовоздушной обороны 2-й бригады 2-го армейского корпуса ЛНР»). Из вашего списка сейчас все подозреваемые живы? Вы знаете их нынешнее место пребывания?
— Насколько я знаю, все они живы. Я лично не верю в рассказы о том, что российские командиры, ответственные за трагедию MH17, погибли.
— Чем сейчас занимается ваша группа?
— Сейчас мы работаем над несколькими проектами в отношении российских авиаударов и участия в Сирии. Также сокращаем версию доклада по 53-й бригаде для ее обнародования.
— Вы можете с уверенностью сказать, что группа доведет дело до конца и объявит миру имена виновных в этом преступлении?
— Вы имеете в виду Bellingcat? Я не могу сказать, что мы в состоянии определенно назвать виновных, так как некоторые детали могут навсегда быть скрыты тайной, известной лишь в пределах узкого круга виновных. Но Bellingcat будет и впредь проводить расследование до тех пор, пока мы существуем.