Что сталось с пай-девочкой, которая так лихо управилась с греческим кризисом и сумела сохранить единство ЕС? Экономика чьей страны, несмотря на стагнацию в Европе, растет и даже обеспечивает профицит бюджета? Которая, одновременно, осаживает Путина, а теперь еще и послала парочку самолетов для борьбы с (запрещенным в России) «Исламским государством»? Многие американцы в последние годы с уважением и восхищением смотрели через Атлантику. Германия во главе с Ангелой Меркель (Angela Merkel) плыла на небывалой волне симпатии в США.
Вплоть до европейского кризиса с беженцами. Поначалу нимб Германии засиял от этого еще ярче. Когда Ангела Меркель раскрыла объятия, а по телевизору показали колонны беженцев, рейтинг Германии зашкаливал. Немцы выглядели такими, какими американцы считают себя: щедрыми, милосердными, гостеприимными.
Германия на краю пропасти
Это было вчера. Самое позднее, после нападений на женщин в Кельне картина быстро омрачается. Возглавил поход кассандр комментатор New York Times Росс Дузет. По его мнению, Германия стоит на краю пропасти. Страна безнадежно надорвалась, с интеграцией сотен тысяч беженцев она не справится, пишет он. А в качестве доказательства ссылается на события в Кельне.
Главный виновник этого и главное препятствие на пути к более реалистичной политике по отношению к беженцам, в глазах Росса Дузета — сама Ангела Меркель. Он первым в американских СМИ прямо требует ее отставки.
Можно сделать скидку на то, что Дузет в New York Times — образцово-показательный консерватор. В газете представлены и иные мнения. Но эстафету подхватили другие СМИ в США. Wall Street Journal пишет, что Ангела Меркель после кельнских событий оказалась «под огнем». Washington Post усматривает самую большую угрозу политической карьере Меркель за все время ее правления. Los Angeles Time констатирует: «маятник качнулся в другую сторону».
Произошло небывалое: немецкие раздоры вокруг беженцев попали в вечерние программы телевидения. Название антиисламского протестного движения Pegida дикторы еще произносят с трудом, но озабоченность тем, что Германии грозит раскол вокруг политики «гостеприимства» и радикализация по краям политического спектра, растет.
Получается, президент США Барак Обама был прав, когда еще в октябре прошлого года предостерегал президента Германии Йоахима Гаука (Joachim Gauck) от возможной дестабилизации. Обама отстаивал и собственные интересы. Ослабление позиций Ангелы Меркель или даже ее отставка в результате кризиса с беженцами были бы для США тяжелой утратой. Обама не хочет терять своего последнего сильного союзника в Европе.
Речь и об американских проблемах
Но в преддверии президентских выборов речь идет, прежде всего, о самой Америке. Там тоже бушует дискуссия о миграционной политике. Возможное поражение Ангелы Меркель противники либеральной миграционной политики истолкуют как зловещее предзнаменование для США.
Дональд Трамп с лету уловил шанс использовать события в Кельне в своей предвыборной кампании: в привычной уже демагогической манере самый популярный кандидат в президенты от республиканцев разглагольствует о «побоище в Кельне» и требует закрыть границы США.
Германия не впервые служит отпугивающим примером. В 2012 году тогдашний кандидат от республиканцев Митт Ромни приводил Европу как доказательство того, что зарегулированный бюрократический монстр подавляет успешное развитие экономики. Так он пытался довести до абсурда мнимую веру своего соперника от демократов Барака Обамы в роль государства.
Страх перед беженцами, которых еще нет
Но на этот раз раскол глубже. Американские СМИ упрекают немцев в «истеричном» поведении. Но на самом деле, в истеричных выпадах соревнуются сами американцы в предвыборной борьбе. Хотя США еще не приняли ни одного беженца из Сирии, угроза террора нагнетается настолько, что большинство избирателей уже настроены против них. Как показывают теракты в Париже и Сан Бернардино, такая опасность террора реальна. А демагоги типа Трампа подливают масла в огонь, и американцы реагируют так эмоционально, что немцам до них далеко.
Да, в Германии сегодня произошел раскол в обществе по вопросам мигрантов. Но в США это случилось уже давно. Поэтому опасения того, что политическая радикализация в Германии и Европе углубит и раскол в США. Политическое развитие идет параллельно: во многих странах Европы правые популисты набирают очки, в некоторых они уже участвуют в правительстве, ну а американцы вполне могут избрать Дональда Трампа кандидатом в президенты.