В Западном военном округе будут сформированы три новые дивизии, заявил 12 января министр обороны России Сергей Шойгу. Подробностей он не сообщил, сказав лишь, что это «задача важнейшая», что предстоит «обустроить места постоянной дислокации, в частности, создать соответствующие полигоны, места для хранения техники и проживания личного состава». Министр не пояснил, к какому роду войск будут относиться эти дивизии, каков будет их состав, наконец, не сказал, с чем связана необходимость в них. Наконец, не очень понятно, где взять такое количество военнослужащих, чтобы укомплектовать эти новые соединения. Обозреватели полагают, что так Россия готовится к вступлению Украины в НАТО и что служить в новых «западных» дивизиях придется солдатам-срочникам.
Угроза НАТО
Что касается западного направления, на котором будут размещены эти дивизии, то об опасности, которая угрожает России со стороны Европы, в Кремле говорят уже много лет. Более того, в утвержденной Владимиром Путиным в последний день 2015 года обновленной стратегии национальной безопасности говорится об «активизации военной деятельности» стран НАТО, о событиях на Украине и «сдерживании» России со стороны США.
Между тем, военный эксперт Виктор Мураховский в интервью Русской службе Би-би-си объяснил, что размещая новые соединения в Западном округе, Россия не просто смотрит на активность НАТО, но заранее готовится ко вступлению в Альянс Украины. «Это направление — пять областей на границе с Украиной — считалось всегда безопасным, и там не было развернуто ни одного воинского соединения. В период обострения конфликта на Украине нам пришлось направить туда группировку из самых разных военных округов, включая и Восточный, и Центральный. Но теперь такое положение нетерпимо — куда стремится Украина, понятно, руководство объявило о горячем желании вступить в НАТО. И поскольку такие вопросы одномоментно не решаются, надо заранее озаботиться прикрытием этого направления», — сказал он.
Возвращение к дивизиям
В ходе военной реформы, проведенной в то время, когда министром обороны был Анатолий Сердюков, структура российской армии была изменена. Вместо округов, армий, дивизий и полков в армии появились бригады, которые по численности являются чем-то средним между дивизией и полком. Таким образом, размещая три новых соединения на западном направлении, Россия делает еще один шаг по возвращению структуры к дореформенному состоянию. Ранее были вновь воссозданы Таманская и Кантемировская дивизии, расформированные в 2009 году, а в июне стало известно о создании 1-й танковой армии.
По словам военных экспертов, вероятнее всего, это будут две мотострелковые и одна танковая дивизии, которые войдут в состав 20-й армии, части которой были переподчинены 1-й танковой, а командование направлено на границу с Украиной. По словам Виктора Мураховского, части дивизий будут размещены в Воронежской, Белгородской и Смоленской областях.
Где взять солдат?
Сейчас не совсем понятно, где командование российскими вооруженными силами сможет найти военнослужащих для укомплектования двух дивизий. По различным оценкам, на формирование трех полноценных дивизий потребуется не менее 30-35 тысяч военнослужащих.
По словам военного эксперта, замглавного редактора «Ежедневного журнала» Александра Гольца, скорее всего, взять их просто неоткуда и соединения будут «кадрированными», то есть с неполным составом, который, в случае угрозы войны, можно будет пополнить в срочном порядке за счет мобилизации. «Это то, что делает вооруженные силы неспособными действовать быстро. Нужно призвать из запаса резервистов, доукомплектовать, обеспечить боевое слаживание и так далее», — заявил он. Бригадный принцип, подчеркнул он, позволил России повысить боеспособность армии, поскольку бригады, будучи не настолько крупным соединением, как дивизия, более мобильны, более удобны для участия в локальных конфликтах.
Сергей Шойгу на том же совещании 12 января заявил, что в 2015 году только в сухопутных силах было сформировано восемь бригад различного назначения. В одной бригаде может быть от тысячи до 4 тысяч человек. То есть формально российская армия уже направила в эти соединения от 8 до 32 тысяч военных.
Виктор Мураховский считает, что личный состав для новых соединений найти можно будет легко. «У нас есть запас, не выбранный до предельной численности вооруженных сил в один миллион человек», — отметил он. На коллегии в минобороны Шойгу сказал, что укомплектованность российской армии личным составом в 2015 году была доведена до 92 процентов. То есть формально в армию можно призвать еще 80 тысяч человек. Мураховский считает, что комплектоваться дивизии будут по смешанному принципу, где рядовой состав будут составлять призывники.