Россия объявила о 10%-м сокращении государственных расходов в качестве ответной меры на снижение доходов от экспорта нефти. Экономика переживает резкое падение, количество бедных растет — но большинство россиян проявляют удивительное хладнокровие.
В эти дни московская экономическая элита встречается на ежегодном Гайдаровском форуме. Нынешняя конференция получила название «Россия и мир: новый вектор». Пока российская экономика движется в одном направлении: в водовороте событий, вызванных падением нефтяных цен, она переживает резкий спад.
Московские ежедневные газеты боязливо спрашивают, какими будут последствия обвала цен на нефть для России. «Что, если завтра 20 долларов?» — пишет деловое издание РБК. daily на своей главной странице и — несколько утрируя — добавляет «есть ли жизнь при 15 долларах?» С начала года цена за баррель нефти упала на 20%, с ноября — даже на 40%. Баррель нефти марки Brent временами стоил всего лишь 30 долларов, а российская нефть Urals — 27,40 доллара.
Потрясения на нефтяном рынке создают России большие проблемы: ведь большую часть государственных доходов обеспечивает экспорт сырьевых товаров, прежде всего нефти и газа. Сбалансированный бюджет российские власти могут гарантировать лишь при цене на нефть 105 долларов за баррель. Каждый «не попавший» в эту цифру доллар «снижает» доходы государства на два миллиарда долларов. Министерства и банки в спешном порядке составляют новые кризисные сценарии. Бюджет пока еще рассматривает расходы в размере 200 миллиардов евро, при дефиците бюджета на уровне 3% ВВП — но в основе расчетов лежит цена на нефть в районе 42 долларов за баррель.
Кризис цен может привести к тому, что российская экономика продолжит падение и в 2016 году. При среднегодовой цене на нефть на уровне 35 долларов Центральный банк ожидает сокращения ВВП до 3%. Дефицит бюджета может резко вырасти до 5%.
Валютные резервы России в размере 400 миллиардов долларов тают
В день, когда начинал работу Гайдаровский форум, министр финансов Антон Силуанов выступил с предостережением о том, что бюджет необходимо срочно адаптировать к новым реалиям. «Если мы этого не сделаем, произойдет то же самое, что было в 1998-1999 годах», — заметил Силуанов.
Это предостережение, которое понятно каждому россиянину: в 1998 году в России произошел дефолт. Рубль обесценился, банки терпели крах, миллионы россиян потеряли свои сбережения, инфляция выросла на 84%. Стране потребовались годы на то, чтобы восстановить силы.
Впрочем, в отличие от тех лет, у российского государства практически нет долгов. Размер валютных резервов России все еще составляет 400 миллиардов долларов, даже если они сокращаются.
Драматичное напоминание министра финансов носит, вероятно, тактический характер: Силуанову предстоят жесткие переговоры с коллегами в кабинете министров о программе экономии, сокращения должны составить 10%.
Для Владимира Путина 2016 год может стать самым трудным за весь период его президентства. Он обещал, несмотря на сокращение государственных доходов, не повышать налоги и сборы. Если он все же это сделает, жертвой мести может стать прокремлевская партия «Единая Россия»: в сентябре россияне будут выбирать новый парламент. В конце прошлого года дальнобойщики протестовали против введения платы за проезд по федеральным трассам и перекрывали скоростные магистрали.
В период кризиса президент постоянно демонстрировал оптимизм, вплоть до отказа воспринимать реальность. В конце 2014 года — тогда как раз начался обвал на энергетических рынках — Путин уверял, что в долгосрочной перспективе цена на нефть не может опуститься ниже 80 долларов: ведь тогда «разрушится «мировая экономика». В ноябре 2015 года Путин заявил о том, что переломный момент в экономике уже пройден, и теперь речь будет идти о достижении «стабильного темпа роста».
Девальвация рубля подстегивает инфляцию
Ситуация, сложившаяся в России, — это месть за непринятые ранее меры по снижению зависимости от экспорта энергоресурсов. Министр финансов Силуанов — с оглядкой на предстоящие выборы — обещал, что все «социальные обязательства», принятые на себя государством, останутся неизменными. Имеются в виду доходы 40 миллионов россиян, зарплаты госслужащих и все социальные расходы.
Силуанов еще в прошлом году понял, как трудно придется России в том, что касается режима экономии. Тогда тоже предстояло сократить расходы на 10%. Сбережения почти полностью были потрачены на выплату компенсации пенсионерам на фоне роста инфляции. В итоге план по сокращению государственных расходов был выполнен менее чем на 1%.
Инфляцию подстегивает девальвация рубля. В 2015 году она составила 11%, одни только продовольственные товары подорожали на 20%. В результате все больше людей впадают в бедность. В прошлом году количество россиян с доходами ниже прожиточного минимума составило 22 миллиона; в 2014 году таких было 18,9 миллиона.
Впрочем, проблемы не привели к снижению популярности Путина. Данные опросов свидетельствуют об удивительном хладнокровии россиян. Всего 8% полагают, что в 2016 году дела их пойдут хуже, чем в прошлом году. При этом почти каждый второй думает, что ситуация будет лучше.