После окончания холодной войны и исчезновения идеологических причин для дружеских отношений или враждебности экономическая взаимозависимость стран друг от друга является одним из важнейших факторов, который в состоянии играть существенную роль в ориентировании их внешней политики. Иначе говоря, в современных условиях экономические и технологические связи превратились в один из самых главных показателей развития межгосударственного сотрудничества.
Несмотря на то, что у России нет непосредственных границ с Ираном, спектр сотрудничества между двумя странами в экономической, торговой, политической, международной и культурной сферах настолько велик, что их национальные интересы крепко связаны друг с другом.
Анализируя историю российско-иранских отношений, можно сделать вывод о том, что причиной их кризисов была разница в уровне развития обеих стран и отличие национальных идеологий. Это значит, что в большинстве случаев Россия воспринимала Иран как свое тактическое средство и, как правило, решала с ним региональные проблемы в двустороннем формате. Что же касается Ирана, то он зачастую рассматривал Россию в аспекте глобальных проблем. Не стоит забывать и о том, что российско-иранские отношения всегда выстраивались с целью поддержания безопасности, и это отражалось и продолжает отражаться на экономических и политических аспектах их сотрудничества. Другими словами, несмотря на наличие некоторых проблем регионального и международного характера, Россия и Иран так и не смогли создать какое-либо прочные основания для двухсторонних отношений в плане экономики и технологий. Если попытаться разобраться в причинах этого, то приходится констатировать тот факт, что виной всему доминирование геополитического подхода над геоэкономическим. Суть в том, что политическая составляющая российско-иранских отношений преобладает над экономической. Подобная ситуация привела к тому, что в последние годы мы являемся свидетелями укрепления сотрудничества между двумя странами в политической и международной сферах. То есть на фоне активизации политических процессов на Ближнем Востоке обе страны стали отчасти интегрироваться в плане внешней и международной политики, однако их торгово-экономические связи остались на прежнем уровне.
В последние месяцы на фоне введения разного рода санкций со стороны Европы и России и недавнего наложения эмбарго на импорт товаров из Турции Москва и Тегеран предприняли ряд мер для замещения европейской и турецкой продукции, поставлявшейся на российский рынок, иранскими аналогами. В частности, российское правительство санкционировало импорт из Ирана рыбы, курятины и молочной продукции, снизила таможенные пошлины на эти товары, а также поставила на повестку дня сокращение тарифов на поставки из Ирана сельскохозяйственной продукции. Исламская Республика является самым ближайшим производителем данного вида продукции к югу от России и имеет настолько большой потенциал в этой области, что способна обеспечивать рыночные потребности своего северного соседа. Иранское правительство тоже, в свою очередь, использует все свои политические и дипломатические возможности для поощрения предпринимателей и торговых фирм обеих стран к еще большему развитию сотрудничества друг с другом, чтобы они смогли играть более активную роль на пути следования иранской продукции на российский рынок.
Для получения истинного представления о возможностях рынка в России обратимся к внешнеторговой и макроэкономической статистике этой страны за 2011 — 2013 года, которая показывает, что в условиях четырехпроцентного роста экономики в этой стране наблюдается снижение безработицы, увеличение дохода на душу населения, заработных плат и валового внутреннего продукта за счет продажи нефти по высокой стоимости и ее масштабного производства, а также наращивание валютных резервов и сокращение внешнего долга. Кроме этого, внешнеэкономический оборот за этот период достиг отметки в 900 миллиардов долларов. Несмотря на все эти достижения, анализ экономического сотрудничества между Россией и Ираном в 2011 — 2013 года свидетельствует о снижении товарооборота с 3,5 миллиарда долларов до чуть более 1,5 миллиарда, причина которого по большей части заключалась в введении против Ирана жестких западных санкций. В 2014 — 2015 годах в международной экономике и внешних отношениях России и Ирана стали намечаться некоторые изменения, позволившие надеяться на укрепления экономического сотрудничества между ними. За последние два года в результате снижения цен на нефть, начала украинского кризиса и западного давления на Россию ее товарооборот с другими странами, в том числе и с Китаем, снизился на 30 — 40%. Несмотря на это, товарооборот России с Ираном не только не сократился, а даже увеличился на 5%. С другой стороны, в Иране после прихода к власти правительства Хасана Рухани, которое уделяет пристальное внимание ликвидацию внешней напряженности и развитию отношений с другими странами, сотрудничество официальных представителей Москвы и Тегерана поднялось на совершенно иной уровень. Чаще стали происходить встречи государственных служащих обоих государств и визиты торгово-экономических делегаций. Стороны приступили к переговорам по вопросу обеспечения потребностей российского рынка продукцией сельского хозяйства, рыболовного промысла, а также продуктами, богатыми протеином, включая молоко и молочные продукты, мясо и мясные изделия. Несмотря пятипроцентный рост товарооборота между двумя странами в 2014 году, его последующее некоторое замедление можно объяснить несколькими факторами.
В первую очередь по причине того, что российское правительство взяло на себя обязательство соблюдать санкции, введенные Советом Безопасности ООН против Ирана, частному сектору и банковской структуре России пришлось признать одностороннее эмбарго Европы и Америки против иранской экономики, в результате чего в указанный период времени возникли определенные препятствия для перевода денежных средств и реализации финансовых и банковских сделок. Разумеется, после отмены санкций в январе текущего года все эти трудности будут преодолены.
Кроме того, некоторые частные структуры российской промышленности, пользующиеся еще советскими технологиями, были лишены возможности заниматься экспортом своих разработок в Иран, поэтому ожидать начала их сотрудничества с иранской стороной не представляется возможным. К этим структурам относятся предприятия горнодобывающей, нефтехимической, нефтеочистительной и нефтегазовой промышленности. Ирану будет трудно найти точки соприкосновения с этими секторами российской экономики.
Стоит также отметить, что крупные торговые центры розничной торговли в России, как правило, являются подразделениями европейских концернов и подчиняются распоряжением своих головных офисов, которые, в свою очередь, действуют по указке собственных национальных правительств, добивающихся от Ирана определенных целей. В качестве примеров таких гипермаркетов можно привести Auchan и Ikea.
Что касается Ирана, то здесь необходимо напомнить, что в этой стране не сложилась адекватная торгово-экономическая инфраструктура, включая транспортную сферу, страхование, массовое промышленное производство, соответствующая качествам мировых рынков и принципам международной торговли, а имеющийся ограниченный потенциал не рассчитан на удовлетворение рыночных потребностей всей России. До тех пор, пока производство сельскохозяйственной продукции в Иране не будет использовать новейшие технологии в плане массового производства, упаковки, хранения и экспорта товара, вряд ли можно ожидать, что она займет подобающее ей место на российском рынке. Потребители в России привыкли покупать добротную европейскую продукцию и поэтому они не готовы переходить на товары среднего или даже низкого качества.
Также заметим, что иранские производители отправляют свои товары на рынок привычными для них способами, которые явно не подходят для транспортировки на длинные расстояния, ведь чтобы оказаться на российском рынке подчас необходимо преодолеть путь длиной почти в три тысячи километров. Самые разные сферы, включая саму сельскохозяйственную продукцию, контейнерные транспортные линии, всю железнодорожную сеть, технологии упаковки, производство молочной и тепличной продукции, а также экспортные терминалы, до сих пор не получили должного развития в Иране, поэтому они не могут быть использованы для поставок первосортной продукции или сохранять первоначальное качество товаров вплоть до его доставки российским потребителям. Конечно, некоторые производимые в Иране сельскохозяйственные товары доходят до российского рынка, однако, к сожалению, создать налаженной сети для экспортных поставок так и не удалось. В настоящее время Иран экспортирует в Россию такие продукты, как киви, огурцы и прочие овощи, апельсины и мандарины, однако значительная их часть портится, не доходя до конечного пункта транспортировки либо из-за финансовых проблем с покупателями, либо по каким-то другим причинам.
Не так давно была принята дорожная карта развития российско-иранских отношений, в рамках которой должно быть подписано контрактов на сумму 40 миллиардов долларов. По мнению российского руководства, реализация дорожной карты должна содействовать развитию отношений между двумя странами и создать условия для их превращения в стратегические. Согласно этому проекту, обе страны, руководствуясь стратегией взаимопомощи для обеспечения потребностей собственных внутренних рынков, намерены использовать имеющиеся у себя производства и преимущества, чтобы параллельно с сокращением расходов ввиду наличия общей морской границы создать условия для более тесных связей и расширения сотрудничества. После подписания меморандума о взаимопонимании на заседании совместной российско-иранской комиссии министр связи и информационных технологий Ирана Махмуд Ваези заявил: «Двухсторонние переговоры увенчались большим успехом в плане развития отношений между Москвой и Тегераном и в краткосрочной и среднесрочной перспективе объем сделок, заключенных между нашими странами, будет оцениваться в 30 — 40 миллиардов долларов. Это создает полные гарантии для инвесторов обеих стран и особенно для российских капиталовложений в иранскую экономику». Данное соглашение в состоянии изменить характер отношений между Россией и Ираном, в то время, как их государственные структуры, и особенно это касается Исламской Республики, предпринимают усилия для того, чтобы снять бюрократические барьеры для установления стратегических отношений. К числу положительных и весьма эффективных достижений, прописанных в данном соглашении, можно отнести готовность Центрального банка России сотрудничать с банковской системой Ирана, что само по себе может стать гарантом более интенсивного развития двухсторонних отношений. Предложенная Россией торгово-инвестиционная программа сотрудничества с Ираном на общую сумму в 40 миллиардов долларов, создание российской стороной кредитной линии в пять миллиардов долларов и кредитной линии «Внешэкономбанка» в два миллиарда долларов для нужд Центрального банка Ирана стала позитивной мерой для еще большего стимулирования сотрудничества между торгово-экономическими объединениями обеих стран.
По всей видимости, пришла пора иранским частным, полугосударственным и государственным структурам, занимающимся производством и экспортом готовой продукции, изучить разные аспекты возможных поставок своих товаров в Россию и полностью сосредоточиться на их практической реализации. Нынешняя экономическая политика Москвы, нацеленная на ограничение импортных товаров из Европы и Турции, создала совершенно новые условия для иранских производителей и вполне резонно ожидать, что они воспользуются этой возможностью во благо интересов своей страны и займут достойное место на огромном потребительском рынке России. Особенно актуально это сделать именно сейчас, после подписания Венского соглашения по ядерной проблеме и отмены несправедливых санкций, введенных против Ирана, поэтому надеяться на радужные перспективы сотрудничества между двумя странами кажется весьма логичным. По имеющимся данным, Исламская Республика в состоянии экспортировать в Россию овощи, сельскохозяйственную, бахчевую и садовую продукцию, продукты питания, сухофрукты, рыбу и прочие наименования на общую сумму в десять миллиардов долларов. С другой стороны, в ближайшем будущем не стоит рассчитывать на полное снятие Европой и Америкой всех их санкций и возвращение к свободной экономике. Напротив, необходимо стремиться к поиску новых рынков для сбыта иранской продукции и приобретения иностранных технологий.
В конце концов, анализ возможностей и потребностей России и Ирана позволяет сделать вывод о том, что обе страны, опираясь на собственный экономический потенциал, в состоянии содействовать хозяйственному развитию друг друга и, используя свои относительные преимущества, обеспечивать взаимные запросы. Важным моментом является и то, что целевое развитие экономических отношений Ирана с Россией, принимая во внимание ее особую роль в Евразийском Экономическом Союзе, состоящем из пяти бывших советских республик, может открыть перед Исламской Республикой региональные рынки и создать предпосылки для прочных деловых связей со всеми этими странами. Параллельно с формированием еще более подходящих условий для двухстороннего сотрудничества Россия развивает свою внешнюю политику и заинтересована расширять свои связи с Ираном еще и потому, что он обладает огромными людскими ресурсами, крупной экономикой и колоссальными хозяйственными возможностями.