В Швеции в течение рабочего дня принято делать регулярные перерывы для того, чтобы не торопясь выпить кофе с домашними пирогами и в неформальной обстановке пообщаться с коллегами.
Многие компании буквально заставляют тех своих сотрудников, которые привыкли перекусывать без отрыва от производства, выделять время для таких неспешных кофейных бесед.
По наблюдениям корреспондента BBC Capital, традиция «фика» (кофе-брейков по-шведски) приживается потихоньку и за пределами страны.
По всей Швеции, от Стокгольма до Мальмё, сотрудникам компаний предписывается регулярно отрываться от работы для участия в кофе-брейках, которые здесь больше напоминают мини-корпоративы, поскольку затеваются не только для того, чтобы члены коллектива перекусили, но и ради совместного отдыха и общения.
Для шведов фика — такая же естественная часть офисной повседневности, как и переписка по электронной почте или наладка принтера.
Сродни шведской фике и существующая в Великобритании и некоторых других странах традиция ходить с коллегами в паб.
В Швеции во многих компаниях регулярные перерывы на фику обязательны для всех сотрудников, и кофе раздается за счет фирмы. Но вот вопрос: выигрывают ли культивирующие эту традицию работодатели в плане производительности труда?
«Индекса кофеина» (назовем это так) пока не существует, по крайней мере официально утвержденного. Но Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) систематически публикует данные по производительности труда в мире.
Так вот, по результатам проведенного ею в 2014 году анализа производительности в расчете на одного сотрудника в 38 странах Швеция заняла почетное 11-е место.
Норвегия — еще один скандинавский кофехлеб — вышла на второе место, уступив лишь Люксембургу.
Одержимые работой американцы оказались только четвертыми. А вот подолгу обедающие французы достигли в этом рейтинге седьмой позиции, оставив далеко позади себя Японию (20-е место) и Корею (30-е место), хотя обе эти страны и славятся большей, чем обычно, продолжительностью рабочей недели.
Фика шагает по миру
Традиция кофейных бесед — на работе и после — необычайно важна для шведов.
Вот почему шведский мегабренд «Икеа» на своем корпоративном вебсайте опубликовал пассаж следующего содержания: «Фика — это не обычный кофе-брейк; это время для отдыха и общения с коллегами. Самые удачные идеи и решения возникают именно во время фики».
Андреас Острём, официальный представитель Торговой палаты Стокгольма, с этим вполне согласен.
«Шведский стиль корпоративного руководства отличается от того, что принято в других странах. Он гораздо менее иерархичен, — объясняет Андреас. — Когда структура у вас скорее горизонтальная, чем вертикальная, важно услышать каждого, кто в нее входит. Ну а фика как раз предполагает и поощряет общение между рядовыми сотрудниками и руководителями. Это прекрасный способ обменяться взглядами на то, как лучше управлять компанией».
В последнее время традиция кофе-брейков по-шведски стала активно распространяться далеко за пределами Скандинавии.
Ныне многие представители корпоративного мира Нью-Йорка, Лондона и Сиднея предпочитают хлебнуть бодрящего напитка не как-нибудь на бегу, между делом, а «с чувством и толком» выпить чашечку-другую.
Вместо подзарядки очередной порцией кофеина наспех они уже специально выкраивают в своем графике как минимум четверть часа на осмысленное кофепитие.
Шведский предприниматель Ларс Окерлунд построил на старой доброй традиции целую бизнес-империю.
Он перебрался в Нью-Йорк в 2001 году и спустя пять лет открыл на Манхэттене, рядом с Центральным парком своё первое кафе под брендом FIKA. Теперь у него уже 17 работающих кофеен и еще две на подходе.
Из перечисленного в меню наибольшей популярностью пользуются кофе, шоколадные конфеты и приготовленная по домашним рецептам выпечка.
Все заведения Ларса вносят свою лепту в культуру легкой несуетной трапезы, в противовес поглощаемому на ходу фастфуду.
Но что же вдохновило шведского предпринимателя на создание собственной кофейной сети, постепенно разрастающейся в империю?
«Нью-Йорк понравился мне [с самого начала], но, когда я приехал сюда жить, хороший кофе мне удавалось найти разве что в сетевых кофейнях. На Западном побережье много классных мест, где можно выпить эспрессо, так что я знал, что потенциал есть. В этом сегменте рынка я увидел большой зазор и решил, что, действуя правильно, я смогу сделаться новым Ричардом Брэнсоном, превратиться в фика-миллионера».
Ларс стремился не просто обогатить рацион жителей Нью-Йорка качественным кофе, но и поделиться с ними иным отношением к жизни.
«Фика предполагает, что, даже если у вас 10 минут свободного времени, вы можете спокойно насладиться кофе с булочкой, сидя за столом, — рассказывает предприниматель. — В Нью-Йорке все привыкли питаться на бегу. Но я решил, что, предложив людям что-нибудь по-настоящему вкусное, я мог бы отчасти поменять и их образ жизни, сделать его менее напряженным».
И тогда Ларс стал вставать каждое утро в 4 часа — чтобы успевать приготовить свежую выпечку к началу работы своего первого кафе. Кофе туда поставлялся из Бруклина, от обжарщика элитных сортов. А шоколадные конфеты изготовлялись на месте.
Ну и как же жители Нью-Йорка встретили новое заведение?
«Некоторых посетителей вначале смутила наша цена. Мы продавали фильтрованный кофе по 2 доллара, в то время как в соседней кофейне чашка стоила всего один доллар. [Желающим сэкономить] я стал тогда предлагать первую чашку бесплатно. Им нравилось, и они возвращались».
На Манхэттене сеть FIKA превратилась уже в масштабное предприятие, со своей собственной кондитерской фабрикой.
Выпускаемая здесь соленая карамель получила в 2014 году золотую медаль на международном конкурсе International Chocolate Awards.
Но, пожалуй, самое значительное достижение Ларса заключается в другом: ему удалось убедить вечно спешащих жителей Нью-Йорка, что даже во время рабочего дня стоит остановиться, перевести дыхание и просто насладиться мгновениями жизни — в шведском, например, вкусе.
Фика проникает уже и в Австралию. Уютный маленький уголок Швеции можно найти в двух шагах от сиднейского пляжа Мэнли.
В 2013 году здесь открылось — к немалому удивлению местной публики — заведение под названием Fika Swedish Kitchen.
Говорит его соучредитель Диана Чирилас: «Сначала мы обслуживали в основном шведских экспатов. Иногда и австралийцы заглядывали полюбопытствовать, с вопросом: „Шведское — это вообще о чем?“ Некоторые посетители, принимая нас за швейцарцев, заходили за шоколадом…»
Меняя вкусы и представления
Однако отношение постепенно меняется, отмечает Диана.
«Всё скандинавское нынче в моде — кинофильмы и телесериалы, дизайнерские магазины… И люди стали проявлять больше интереса».
Шведское кафе Bygga Bo в пригороде Лондона, Волтхэмстоу, выстроило вокруг фики новую культуру досуга.
«Bygga Bo» по-шведски значит «строить гнездо», а у меня фика ассоциируется с домашним уютом и релаксом," — говорит Малин Хэмилтон, открывшая заведение вместе со своим мужем, Джеймсом, в 2013 году.
«Мы начали этот бизнес с того, что в своем собственном доме устроили что-то вроде забегаловки с кофе и пирогами. Это имело успех, и тогда мы решили сделать это своим основным занятием. Сейчас у нас имеется магазин шведских товаров, где мы продаем всего понемножку, включая керамику, свечи, одежду… Чтобы у людей была возможность, когда им захочется, почувствовать себя частью культуры «фика».
Муж Малин Хэмилтон, Джеймс, отмечает, что в ожиданиях покупателей произошли существенные изменения и теперь всё больше людей переходит с ширпотреба на уникальные, мастерски сработанные вещи.
«Фика с такой ментальностью совпадает. Мы сами печем все наши пироги, и все аксессуары, которые мы продаем, ручной работы. А люди такую работу ценят. Они понимают, что делается она с душой».
Фика: как было раньше
По традиции фика должна включать в себя семь пирогов домашнего приготовления. Но не чересчур ли это в условиях современного корпоративного существования, при котором приходится питаться на ходу и наспех?
«В старину надлежало отведать кусочек от семи разных пирогов, и среди тех, кто их испек, возникало своеобразное соревнование, в результате которого определялся лучший [кондитер], — объясняет Йоханссон. — Теперь масштаб уж не тот, но некоторые приверженцы традиции продолжают ей следовать. Всё зависит от того, насколько вы амбициозны».