Падающие цены на нефть, ненормальная мировая денежно-кредитная политика и нестабильность на Ближнем Востоке вынуждают правительства по всему миру принимать трудные экономические решения. Поэтому спасибо Эр-Рияду за то, что он не отказывается от сделанного им благоразумного, но неудобного выбора и продолжает сохранять привязку саудовской валюты к доллару. Этому региону явно не нужно еще больше нестабильности.
Центральный банк королевства на этой неделе подтвердил, что он намерен продолжать поддерживать не меняющийся уже три десятилетия курс рияла к доллару на прежнем уровне 3,75. Инвесторы между тем предполагают, что Эр-Рияд, возможно, будет вынужден отказаться от долларовой привязки из-за проблем, связанных с бюджетным дефицитом, который достиг примерно 15% от валового внутреннего продукта. Это было вызвано ростом расходов в прошлом году, шедшим, несмотря на 50-процентное падение цен на нефть — главный источник дохода в Саудовской Аравии. В других странах подобный дисбаланс рано или поздно разрушал валютные привязки. В частности, так вместе с нефтяными ценами камнем пошел ко дну российский рубль, когда Москва в 2014 году попыталась аккуратно перейти к плавающему обменному курсу.
Это потребует трудных политических решений — таких, как резкое сокращение топливных субсидий и приостановка инфраструктурных проектов. Однако Эр-Рияд, по-видимому, считает, что болезненные последствия подобных реформ будет легче перенести, чем экономическую и политическую нестабильность, вызванную взлетом цен на импорт и потерей доверия инвесторов. Данные мировой истории подтверждают правоту саудовского руководства.
В наши дни идея стабильности обменных курсов не пользуется популярностью во многих кругах. На этом фоне приятно видеть правительство, не поддающееся искушению конкурентной девальвации и предпочитающее путь валютной стабильности и внутренних реформ.