Вечером в понедельник, пока на улице моросит мелкий дождь, собравшиеся в пивоварне Craft rePUBlic пивовары и поклонники пива ведут оживленную беседу. Те, кто только появляются на пороге этого заведения, получают в подарок бокал Red Nelson — пива, сваренного с добавлением каркадэ и апельсиновой цедры, которое приготовил Алексей Сазонов, отмечающий в этом баре свой день рождения.
Сазонов работает в пивоварне Bottle Share, которая является одной из множества подобных заведений, продвигающих «пивоваренную революцию» в России, но он приготовил пиво Red Nelson дома под своим псевдонимом Big Hedgehog. По словам Сазонова, на полках магазинов преобладает продукция крупных производителей: «Они варят пиво быстро и продают его быстро. А владельцы мини-пивоварен варят такое пиво, которое им самим хотелось бы пить».
Россия больше известна водкой, чем пивом, и там даже есть известная поговорка, что пиво без водки — деньги на ветер. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения от 2010 года, 51% потребляемого в России алкоголя — это крепкие алкогольные напитки, и лишь 38% — пиво. Российская традиция потребления водки несет в себе смертельные последствия для российских мужчин, средняя продолжительность жизни которых составляет всего 64 года, что намного меньше средних показателей в европейских странах. Основной причиной этого является массовое потребление алкоголя и табачных изделий.
Однако сегодня новое поколение пивоваров пытается изменить подход россиян и к пиву, и к употреблению алкоголя в целом. С 2014 года в Москве открылось по крайне мере два десятка пивоварен, которые сосредоточили свои усилия на вкусе хмельного напитка, а не пытаются просто напоить своих посетителей. Этих заведений становится так много, что в августе журнал «Афиша» объявил о том, что он «отказывается писать обзоры о ресторанах-пивоварнях, которые открываются еженедельно».
Мало кто верит, что пиво сможет заменить водку в качестве национального напитка России, особенно после того, как в 2015 году правительство снизило минимальную цену на крепкий алкоголь на фоне экономических трудностей. Однако в России существует давняя традиция приготовления спиртных напитков в домашних условиях, а потенциал роста пивоварен довольно значителен благодаря их относительной доступности: местные пивоварни продают пол-литра в среднем за 200-300 рулей. Более того, открыть пивоварню или пивной бар относительно просто: если заведение продает своим клиентам только пиво, ей не нужна лицензия на торговлю спиртными напитками, а первоначальные затраты на открытие такого заведения минимальны, поскольку шикарный интерьер, кухня и множество сотрудников здесь совсем не обязательны. В результате такие пивоварни стремительно распространяются по всей России.
Многие связывают эту тенденцию — с определенной долей иронии — с самым крупным производителем пива в России, санкт-петербургской компанией «Балтика», которая в 2010 году начала варить экспериментальные сорта пива в сотрудничестве с иностранными пивоварнями BrewDog, Mikkeller и Jacobsen. В 2012 году два бывших сотрудника компании «Балтика» вместе со своим другом начали варить пиво под названием AF Brew, противопоставляя его пиву крупных производителей. Их заведение стало одной из самых известных пивоварен в России, наряду с Saldens в Туле, Jaws в Екатеринбурге, «Бакунин» в Санкт-Петербурге и Victory Art Brew в Москве.
В то время большинство владельцев баров даже не знали, что такое крафтовое авторское пиво. «Мы говорили, что наше пиво сварено в России, но в ответ люди буквально смеялись над нами, — рассказал Денис Ковалев из пивоварни Victory Art Brew. — Они говорили, что хорошее пиво не может быть сделано в России». Однако когда бар его друга наконец купил две бочки крепкого пива из пивоварни Victory Art Brew, им удалось распродать его за две недели, а не за два месяца, как ожидалось.
В прошлом нечто похожее на крафтовое пиво предлагал лишь «ГлавПивМаг», стойка на рыбном рынке, где продавались необычные сорта пива. Летом 2014 году в Москве, недалеко от Тверской улицы, открылись пивные бары Beermarket, «Все твои друзья» и Craft rePUBlic. В этих заведениях царила сдержанная атмосфера, там не было телевизоров и обслуживания столиков — а в бар «Все твои друзья» до сих пор можно попасть только через сувенирный магазин. В 2013 году, когда владелец «ГлавПивМага» Евгений Федотов первый раз заказал две бочки пива из пивоварен AF Brew и Surf American Pale Ale, у магазина впервые с советских времен выстроилась огромная очередь. «Там были те, кто говорил, что последний раз люди стояли в очереди за пивом еще в Советском Союзе», — отметил Федотов.
Однако в России не всегда пользовались популярностью светлые сорта пива: на протяжении многих лет придворные пивоварни варили пиво для царей, а английские эль и портер пользовались популярностью у Екатерины Великой. Считается, что сорт пива «Российский императорский стаут» появился в результате добавления в пиво большего количества алкоголя, чтобы экспортный эль не испортился по пути ко двору императрицы. Однако, по словам Федотова, когда к власти в стране пришли большевики, они выдворили из России бельгийских и британских пивоваров, заменив их крупными производителями из более дружественных стран, таких, как Германия и Чехословакия.
Многие сейчас пытаются возродить российские традиции пивоварения. Тогда как российские мини-пивоварни, как правило, работают с американским хмелем и немецким солодом, некоторые также начинают развивать местные вкусы, такие, как пиво Saldens Pryanik Stout, обладающее вкусом, напоминающим пряники, или экспериментальные виды пива с березовым соком, гречневой крупой или квасом.
Александр Громов, который ушел с работы на предприятии одного из самых крупных производителей пива в России, чтобы основать свою мини-пивоварню, утверждает, что он пытается возродить утраченную «национальную традицию», как это сделали польские пивовары с Graetzer. Этим летом он планирует отправиться в «этнографическую экспедицию» по российским деревням, чтобы найти местные рецепты. «Россия — это пивная страна, но мы об этом забыли. Если мы не возродим наши собственные традиции, мы безвозвратно потеряем их», — добавил Громов.
Громов и другие пивовары надеются, что российское крафтовое пиво будет конкурентоспособным за границей. «Мы начали варить авторское пиво в России лишь два-три года назад, — отметил владелец Craft rePUBlic Антон Плигин. — Качество нашего пива нестабильно, оно уступает американским и европейским сортам, однако мы не боимся экспериментировать, и в итоге это позволит нам выйти на очень высокий уровень».