«Обозреватель» продолжает серию материалов о состоянии ядерного «меча и щита» России. В этом материале мы осветим состояние системы предупреждения о ракетной атаке. О реальном состоянии баллистических ракет, часть из которых уже исчерпала все возможные заводские сроки использования, и работоспособность которых проверяют опытным путем: запуская и наблюдая, полетят они или нет, читайте в первой части серии материалов. Во второй части речь шла о подводных силах и стратегической авиации России.
Кремль неоднократно утверждал, что ядерное оружие для него — лишь способ сдерживания сил противника. А все ядерные ракеты могут быть использованы только в ответ на агрессию. Но российское командование сейчас не в состоянии своевременно обнаружить пуски ракет, узнав о возможной атаке лишь за считанные минуты до удара. На принятие решения о пуске ракет у Путина есть лишь 60 секунд. Подстраховать его сможет только легендарная система «Периметр», разработанная днепропетровским «Южмашем».
Ослепший космос
Кроме огромного количества ракет, способных уничтожить весь мир, важнейшим компонентом ядерных сил является система обнаружения запущенных ракет противника. Благодаря этой системе США и СССР могли узнать о начале ядерной атаки практически в момент старта баллистических ракет.
Обнаружение на первом этапе проводится специальными спутниками, которые наблюдают за зонами размещения баллистических ракет. Это дает возможность привести свои войска в полную боевую готовность, укрыть население в бункерах и нанести сокрушительный встречный ядерный удар.
В итоге, примерно на уровне конца 80-х годов, в случае начала ядерной войны, США и СССР практически уничтожили бы друг друга. После чего, по расчетам ученых, началась бы ядерная зима, которая угрожала бы гибелью остальному человечеству.
Но с середины 2014 года российская космическая группировка обнаружения пусков, носившая название «Око» и состоявшая из трех аппаратов, начала выходить из строя. Так, 25 июня 2014 Россия потеряла геостационарный спутник «Космос-2479», который постоянно наблюдал за США.
Оставшиеся на эллиптических орбитах еще два спутника этой системы могли вести наблюдения за США лишь по несколько часов в сутки. Им удалось поработать до начала 2015 года. Информация об этом была освещена в российских СМИ и вызвала широкую огласку.
Отметим, что на данный момент США располагают 9 спутниками систем SBIRS и DSP, которые в состоянии «увидеть» пуск ракеты через 40-50 секунд после старта.
Заменить советское «Око» планировали еще в начале 2010-х годов. Так, на смену старой системе в 2013 году планировалось вывести в космос серию аппаратов «Тундра». Но сроки запуска постоянно отодвигались, вначале на 2014, а потом на начало 2015 года. В итоге первая «Тундра» была запущена лишь 17 ноября 2015 года. «Основной причиной задержки стала техническая неготовность аппарата», — писал российский «КомерсантЪ«.
Главным отличием «Тундры» от «Ока» является необходимость разместить шесть аппаратов на круговых орбитах. В то время как «Оку» было достаточно одного аппарата на геостационарной орбите, когда спутник «висит» над заданным районом, и двух вращающихся вокруг Земли «страхующих» аппаратов.
На начало 2016 года Россия наблюдает за возможными пусками из США лишь одним спутником системы «Тундра», вместо необходимых шести, что означает работоспособность всей системы ограниченное время. При этом о перемещении спутника известно даже гражданским службам. Например, отследить его можно с помощью каталога n2yo. В это же время, по заверениям Минобороны РФ, полноценное развертывание всей системы назначено на ставший уже традиционным для военных обещаний Кремля 2020-й год.
Наземный дозор
После выхода полноценной спутниковой системы наблюдения из строя весь механизм предупреждения о ядерной атаке в России лежит на наземных радиолокационных станциях дальнего обнаружения.
По словам представителей Минобороны, этого более чем достаточно. У России таких станций, которые представляют собой огромный радар высотой под 100 метров, 16 штук. 10 из них — новые станции типа «Воронеж», 4 из которых еще проходят этап «опытной эксплуатации» и не заступили на боевое дежурство. Остальные — еще советское наследие в виде станций «Дарьял», «Днепр» и «Волга».
Сейчас сеть российских «Воронежей» просматривает практически все пространство вокруг России. По словам Минобороны РФ, она может обнаружить не только баллистические и крылатые ракеты, но даже объекты размером с футбольный мяч.
А одно из самых опасных — северное направление многократно перекрывается 3 станциями «Воронеж» и одной еще советской станцией тип «Дарьял», которая размещена на Крайнем севере в Печоре.
Стоит отметить, что «Дарьял», как заявляли разработчики, к 2011 году уже исчерпал свои расчетные технические ресурсы. Изначально ее хотели заменить на новую станцию типа «Воронеж», но затем было принято решение модернизировать «Дарьял». Это планировалось сделать до 2016 года.
В начале 2015 года на станцию был отправлен «журналистский десант» команды кремлевского пропагандиста Дмитрия Киселева. В сюжете российские журналисты подтвердили высокую боеготовность станции, которая проходит «постепенную модернизацию».
Примечательно, что в кадр «случайно» попала карта с нанесенными районами развертывания подводных ракетоносцев США в Тихом и Атлантическом океане и места базирования наземных пусковых установок.
Одна минута
Без спутниковой группировки пуск баллистических ракет подводных лодок Trident из этих районов, по данным издания The Boston Globe, может быть замечен российской системой обнаружения лишь за 6-7 минут до удара.
Важно оговорить, что в 1995 году в Кремле уже столкнулись с ситуацией, когда тогдашний «хозяин ядерной кнопки» Борис Ельцин был вынужден принимать решение о применении ядерного оружия. Тогда с территории Норвегии была запущена метеорологическая ракета, траектория полета которой совпала с полетом ракеты Trident. Она была обнаружена системами наблюдения, в которые тогда входили и спутники, значительно сокращающие время обнаружения ракеты.
Позже Ельцин признался, что он несколько минут держал палец на «красной кнопке», пока военные точно определяли, что это за ракета.
Но повторись подобная ситуация сейчас, у Путина будет всего одна минута на принятие решения. Ведь время подготовки главной ударной силы России, баллистических ракет Р-36М, «Сатана», — около 5 минут. За это время боевые блоки американской Trident уже долетят до территории России и начнут вход в атмосферу.
Легендарный «Периметр»
Днепропетровские конструкторы «Южмаша» еще в 70-х годах предусмотрели такой вариант развития событий и разработали систему «Периметр». Именно о ее возможностях, забыв, правда, уточнить ее украинские корни, разглагольствовал пропагандист Киселев, заявляя о «радиоактивном пепле».
Для этого используется ракета на базе «Тополя», на которой вместо ядерной боеголовки стоит мощный радиопередатчик. Пролетая над Россией, он будет выдавать приказы о запуске на пусковые установки. Работоспособность системы была многократно протестирована во время учений как в СССР, так и в РФ. По словам Минобороны РФ, «Периметр» доказал на практике свою работоспособность даже во время воздушного ядерного взрыва.
Разумеется ни на взлет стратегических бомбардировщиков, которым нужно несколько часов для подготовки, ни на выход в море всех подлодок, которые можно оснастить крылатыми ракетами «Калибр», уже времени не остается. С большой долей вероятности они будут уничтожены на базах. Оставив весь арсенал российских ядерных сил без 50% всех ракет. В результате Кремль сможет рассчитывать только на баллистические ракеты наземного базирования и подводный флот, который находится в море.
Но и этим силам придется наносить удар в то время, когда ядерные заряды будут взрываться на территории РФ. Технической возможностью «пролететь» сквозь «облако ядерного взрыва» среди российских наземных ракет обладают лишь Р-36М, «Сатана», у которых уже истекли все возможные сроки эксплуатации и ракеты шахтного базирования, «Тополь-М» и «Ярс». Всего порядка 110-120 штук.
Ракеты «Тополь» и «Ярс», которые установлены на мобильные колесные платформы, могут выжить лишь за счет возможности скрыться от разведки США. А шахты УР-100Н, «Стилет», не обладают повышенной степенью защиты.
Возможности баллистических ракет подводного базирования «Булава» и Р-29 действовать в случае ядерного удара широкой огласке не предавались.
Действия США
В итоге, учитывая все ядерные возможности сегодняшней России, Кремль все еще может, даже в случае первого глобального удара со стороны США, нанести весьма ограниченный, но практически смертельный урон Америке и Европе.
Технически вся эта возможность базируется на днепропетровских разработках «Южмаша», создавшего для советской армии невероятную по мощи баллистическую ракету Р-36М «Сатана», а главное — легендарную систему «Периметр».
Но для ликвидации этой возможности США необходим лишь один фактор — время. Рано или поздно России все же придется снять с дежурства Р-36М, а также еще более старую УР-100Н. А это означает лишиться средств доставки 68% всех боеголовок, которые сейчас стоят у нее на ракетах наземного базирования. При этом планы Кремля поставить им на замену к 2020 году новую разработку уже даже в Москве кажутся малореальными.
В свою очередь Пентагон методично наращивает свою систему противоракетной обороны. Так, в районах постоянного базирования российских подводных лодок США размещает эсминцы ПРО. Сейчас они могут с большой долей вероятности сбивать баллистические ракеты на разгонном этапе траектории, спустя 2-5 минут после старта. В планах американцев — расширить свои возможности до уничтожения зарядов уже в космосе.
Кроме того, Вашингтон уже не первый год ведет разработки совершенно нового вида оружия — гиперзвуковых ракет, которые за считанные минуты пролетают половину земного шара.
Однако Россия также заявляла, что ведет подобные разработки. По крайней мере, такая «утечка» прошла на прокремлевских каналах.
А о том, как идет «гонка за гиперзвук» и чем она грозит РФ, США и всему миру, речь пойдет в последней заключительной части серии материалов о состоянии ядерного «меча и щита» России.