Представители близкого окружения промосковского лидера Чечни Рамзана Кадырова выступили с угрозами против ведущих российских оппозиционеров после того, как Кадыров назвал последних предателями.
Кадыров пользуется поддержкой Владимира Путина, однако, по словам критиков, его правление в Чечне сопровождалось массовыми нарушениями прав человека. Он контролирует тысячи боевиков, вступивших в вооруженные батальоны, которые теоретически подчиняются Москве, но на практике верны самому Кадырову.
Словесная война между лидером Чечни и либеральной оппозицией разгорелась на прошлой неделе, когда во время пресс-конференции Кадыров заявил, что оппозиционных политиков необходимо судить как «врагов народа» — прямое напоминание о сталинском прошлом.
На выходных члены ближайшего окружения Кадырова подняли ставки, когда Адам Делимханов, депутат и близкий помощник чеченского лидера, опубликовал заявление, в котором он назвал оппозицию «шайтанами» и «пятой колонной», работающей на иностранные государства, которые стремятся уничтожить Россию.
После этого Магомед Даудов, глава администрации Кадырова, известный как «Лорд», опубликовал в Instagram фотографию Кадырова с кавказской овчаркой по кличке Тарзан. В комментарии к фотографии он недвусмысленно намекнул, что Тарзан не любит оппозиционных политиков и журналистов и готов в любое время с ними расправиться. «Еле сдерживаем», — добавил он.
В ответ на это Илья Яшин, один из таких оппозиционных политиков, опубликовал на своей странице в Facebook фотографию своей кошки, написав следующее: «А у меня дома кошка живет. Тоже суровая».
В другом своем посте в Instagram, появившемся в понедельник, Кадыров, по всей видимости, решил несколько отступить, повторив однако, что некоторые представители оппозиции работают на иностранные правительства. Но он все же добавил: «Я не угрожал!» По его словам, он готов обеспечить оппозиционных политиков «VIP-местами в местных психиатрических больницах», потому что «даже по фото этой кучки лиц видно, что они реально нуждаются в срочном лечении и реабилитации».
Депутат Красноярской области Константин Сенченко ранее опубликовал в Facebook пост, в котором он назвал Кадырова «позором России», но потом в видеообращении он принес извинения за этот поступок.
Позже он признался, что принес извинения после беседы с «представителями чеченского народа», которые намекнули ему, что его может постичь та же участь, что и убитого российского оппозиционера Бориса Немцова. В феврале прошлого года в связи с его убийством были арестованы боевики одного из батальонов Кадырова.
В декабре следствие заявило, что убийство Немцова было организовано ничем не примечательным водителем, однако друзья оппозиционера уверены, что Кадырова необходимо, по крайней мере, допросить. Сам Кадыров отрицает свою причастность к этому убийству, хотя он назвал человека, спустившего курок, «героем России».
Либеральный телеканал «Дождь» попытался перевести текущий спор в разряд пародии, опубликовав видеоролик, в котором корреспонденты просят чеченского лидера о пощаде.
Ведущий Павел Лобков извинился перед Кадыровым, идя по беговой дорожке без штанов, — это стало отсылкой к сходному видео одного чеченского блогера, так же пойманного сторонниками Кадырова после своих обвинений в его адрес. Ведущая Ксения Собчак принесла свои извинения с пластиковым пакетом на голове за то, что во время пресс-конференции 2014 года она задала вопрос Путину о преступлениях Кадырова, и поблагодарила чеченского лидера за то, что он ее не убил.
В декабре Кадыров заставил женщину, выступившую с критикой против него в социальных сетях, и ее мужа выслушать длинную отповедь от него лично, которую показали по телевидению. Супружеская пара покорно слушала, пока Кадыров их ругал.
Кадыров регулярно публикует свои заявления о верности Путину на своей странице в Instagram, однако он волен править Чечней так, как он захочет. В результате эта республика представляет собой серую в правовом отношении зону.
Политические аналитики ждут, как Кремль и Путин отреагируют на разгоревшийся спор. Вскоре после убийства Немцова Путин вручил Кадырову государственную награду, которую некоторые истолковали как знак неприкосновенности чеченского лидера.