В своих попытках пристыдить богатых и влиятельных людей и таким образом заставить их выступить на предстоящем саммите в Давосе с какими-нибудь банальными призывами помочь бедным, на прошлой неделе организация «Оксфам» объявила о том, что 60 самых богатых людей мира владеют таким же количеством активов, что и вся беднейшая половина населения планеты.
Довольно шокирующая статистика, не так ли? Однако она преувеличена: в прошлом году Оксфам проделал тот же самый трюк, упомянув, однако, о 85 самых богатых жителях планеты. Такое сокращение числа богачей, вероятнее всего, должно было заставить нас сделать вывод, что уже очень скоро на планете останется всего несколько человек, которым будет принадлежать все, а остальным придется довольствоваться ничтожными крохами.
На самом деле это абсолютно надуманная тема, которая служит отражением того факта, что довольно приличное число жителей планеты попросту не владеют состоянием, о котором можно было бы говорить. Такое отсутствие достатка не имеет ничего общего с братьями Кох и прямо связано с тем, что огромное множество людей живут в странах, где нет рыночной экономики. Треть граждан Китая — фермеры, ведущие натуральное хозяйство в глубинках своей страны, 99% жителей Северной Кореи, подавляющее большинство жителей государств Африки к югу от Сахары, несколько сотен миллионов жителей Латинской Америки — у них попросту нет состояния, о котором можно было бы хоть что-то сказать. Моя дочь, у которой есть в банке сберегательный счет с 5 тысячами долларов, отложенными на учебу в колледже, богаче, чем 3 миллиарда беднейших жителей планеты. Давайте теперь возьмем ее деньги и отдадим их бедным, раз уж мы об этом заговорили.
Эти замаскированные под «исследования» PR-кампании приносят попыткам справиться с глобальной проблемой бедности гораздо больше вреда, чем пользы. Они создают у читателей впечатление, что, если нам удастся найти способ забрать больше денег у богатых и отдать их бедным, мы сможем снизить уровень бедности.
Но это невозможно. На самом деле нам необходимо искать способы решить проблемы множества недееспособных государств, которые заставляют своих граждан жить за чертой бедности. Очень легко рассуждать о том, что нам нужно постараться расширить границы рыночного капитализма, пока огромное число людей живут в зонах военных действий, под властью клептократических режимов или в странах, где сначала необходимо каким-то образом создать функциональное общество, а уже потом надеяться на решение проблемы повсеместной нищеты, от которой люди страдают. В тех странах, которым удалось избежать этих проклятий, рыночный капитализм эффективно помог людям выбраться из бедности — а как иначе мы можем объяснить успехи 500 миллионов китайцев или 200 миллионов индийцев, которые сегодня уже приближаются к уровню жизни среднего класса, то есть к тому, о чем еще 10-20 лет назад они не могли и мечтать? Если бы на то существовала какая-то иная причина, помимо капитализма, ее обязательно назвали бы важнейшим новшеством всех времен и народов.
Оксфам подразумевает — не утруждая себя объяснениями, однако — что рост доходов богатых людей наносит ущерб бедным. Эксперты Оксфам утверждают, что богатые люди становятся еще богаче благодаря налоговым гаваням и что если бы они платили налоги со всех своих доходов, у нас было бы достаточно средств, чтобы искоренить проблему бедности. Это довольно спорный и неубедительный аргумент, и, даже если правительства различных стран смогут конфисковать 7,6 незаконно нажитых триллионов долларов, чтобы распределить их между бедняками, это не поможет решить проблему бедности на сколько-нибудь длительный период.
Коротко говоря, статистика Оксфам притянута за уши, она основана на совершенно абсурдной предпосылке, а предлагаемое этой организацией решение проблемы растущего неравенства абсолютно неэффективно. Поэтому СМИ должны отнестись к этим данным с пренебрежением, которого они заслуживают.
Айк Брэннон — президент консалтинговой компании Capital Policy Analytics в Вашингтоне.