Стремительное падение цен на энегоресурсы негативно сказалось и на экономике Азербайджана. Из-за подешевевшей нефти страна недосчиталась миллиардов долларов, что отразилось на бюджете страны и курсе национальной валюты. И пока Министерство финансов изыскивает возможности сокращения расходов, а Министерство экономики ломает голову над вариантами экспортных ресурсов, «Азербайджанские железные дороги» уже реализуют новые маршруты транзита иностранных грузов через нашу страну.
Этот Великий и Млечный путь
Выгодное географическое положение Азербайджана еще в средние века превратило страну в транспортный хаб, где пересекались торговые пути с Запада на Восток и с Севера на Юг. Расположенные на торговых путях азербайджанские города процветали, а в их караван-сараях одновременно останавливались тысячи купцов со всех концов света.
Однако открытие новых морских путей из Европы в Индию и Китай снизило актуальность Великого Шелкового пути и привело к подрыву экономических устоев Сефевидской империи, занимавшей территорию нынешнего Азербайджана. Потеряв популярные торговые пути, азербайджанские города пришли в упадок, а азербайджанские земли на протяжении еще нескольких веков не могли объединиться в единое и сильное государство.
Сейчас через территорию Азербайджана проходят два самых крупных железнодорожных маршрута континента — Север-Юг и Запад-Восток. Эти коридоры могут обеспечить Азербайджану транзит миллионов тонн грузов и миллиарды долларов прибыли.
Haqqin.az уже писал о том, что Азербайджан рассчитывает реализовать транзит грузов через свою территорию из иранской Астары в Россию, не дожидаясь полного запуска коридора Север-Юг. Даже без учета строительства участка железной дороги Решт — Астара наша страна может добиться переброски нескольких миллионов тонн российских грузов в Иран. Сегодня для этого необходимо достроить всего лишь 8-километровый участок дороги и один железнодорожный мост.
Из Индии в Хельсинки за две недели
На недавнем заседании Кабинета министров страны президент Ильхам Алиев особо выделил важность налаживания транзита грузоперевозок через Азербайджан и анонсировал завершение введения в строй железнодорожного участка на границе с Ираном уже в этом году.
«Там остается восемь километров. В этом году данный участок должен быть построен. С Ираном уже проведены переговоры, значение этой дороги велико. Это превратит Азербайджан в очень важного партнера коридора Север-Юг. Таким образом, все дороги — Восток-Запад и Север-Юг — будут проходить через Азербайджан. Это обеспечит наши политические, экономические интересы. Поэтому, еще раз хочу сказать, в этом году поскорее должен быть построен, по меньшей мере, тот самый 8-километровый участок», — отметил президент Ильхам Алиев.
Однако для полного запуска транспортного коридора Север-Юг необходимо достроить железнодорожную линию Астара — Решт — Казвин на территории Ирана. И, в принципе, прокладка участка между Рештом и Казвином близится к завершению, и теперь все упирается в строительство 153-километрового участка Астара — Решт.
В интервью телеканалу ANS возглавляющий ЗАО «Азербайджанские железные дороги» (АЖД) Джавид Гурбанов отметил, что этот участок прокладываемого пути, даже с учетом финансовых и географических сложностей, может быть достроен до 2019 года.
Общая стоимость строительства линии Астара — Решт составляет полтора миллиарда долларов. Иранская сторона, по словам председателя ЗАО, берет на себя все расходы по скупке земель под железнодорожную инфраструктуру и другие предусмотренные проектом расходы.
Но требуемые на сам процесс строительства 400 миллионов долларов иранская сторона предлагает изыскать при содействии Азербайджана, то есть Баку не станет выделять на это деньги, а лишь поможет найти кредит под финансовые обязательства официального Тегерана на основе переговоров с Министерством экономики. Если удастся в ближайшее время решить финансовые и технические проблемы и иранский участок дороги будет построен, можно будет говорить о запуске международного коридора Север-Юг.
Коридор Север-Юг, берущий начало в Индии и доходящий до Хельсинки, является одним из наиболее важных для Азербайджана маршрутов. Север-Юг соединит Северную Европу с Юго-Восточной Азией и свяжет, к тому же, железные дороги Ирана, Азербайджана и России.
Это достаточно длинный путь — примерно пять тысяч километров, проходящий, в том числе, и через территорию Азербайджана. Ежегодный транзит грузов из Ирана в Россию через Азербайджан может достичь 10 миллионов тонн. А этот же показатель сообщения между Европой и Индией равен почти 25 миллионам тонн.
Сегодня большая часть этих грузов переправляется морем, что затягивает период доставки до 45-60 дней. С запуском коридора Север-Юг через Азербайджан время доставки будет сокращено до 14-20 дней, то есть в 2-3 раза.
Азербайджан выводит Украину из блокады
Между тем руководство «Азербайджанских железных дорог» не собирается ждать полного запуска маршрута Север-Юг и, помимо организации транзита российских грузов в иранскую Астару, вплотную занялось транзитом иранских грузов в Грузию, откуда они дальше пойдут в Европу.
В своем интервью глава АЖД Джавид Гурбанов подтвердил, что уже подписан контракт по транспортировке паромами первых 50 тысяч тонн зерна из иранского порта Амирабад в азербайджанский Алят, откуда по железной дороге этот груз будет доставлен в Грузию, а затем в Европу.
Значительные изменения за последние несколько месяцев произошли и на Транскаспийском международном транспортном маршруте (ТМТМ). Это направление связывает Китай и Европу, пролегая через территории Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции.
Первый тестовый контейнерный поезд, проследовавший по маршруту Шихэцзы (Китай) — Достик — Актау — Алят, прибыл в Бакинский международный морской торговый порт 3 августа 2015 года.
Учитывая напряженные отношения с Россией и трудности в связи с этим транзита своих грузов через территорию РФ, к Транскаспийскому маршруту присоединилась и Украина. Киев предложил своим грузоперевозчикам воспользоваться Транскаспийским международным транспортным маршрутом для перевозки товаров и материалов в Центральную Азию в обход России, в связи с чем 15 января из Ильичевска (Одесская область) по маршруту Украина — Грузия — Азербайджан — Казахстан — Китай (через Черное море и Каспий) отправился в тестовый рейс контейнерный состав. Присоединение Украины к этому маршруту приветствовал и губернатор Одесской области Михаил Саакашвили, который назвал новый маршрут уникальным.
«Мы запускаем этот уникальный по своему содержанию проект. Я обсуждал его еще в 2014 году с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, а потом с президентом Украины Петром Порошенко. Мы сразу поверили в его успех. Никто не верил, но мы в него поверили», — сказал Михаил Саакашвили, выступая перед журналистами на презентации маршрута в Ильичевске.
В Баку за день до этого Азербайджан, Казахстан, Грузия и Украина подписали протокол об установлении конкурентоспособных льготных тарифов на грузоперевозки по Транскаспийскому международному транспортному маршруту.
Свою подпись под протоколом поставили глава ЗАО «Азербайджанские железные дороги» Джавид Гурбанов, а также главы Казахстанской железной дороги Аскар Мамин, Грузинской железной дороги Мамука Бахтадзе и исполняющий обязанности председателя правления АО «Украинская железная дорога» Александр Завгородний. Отдельный двусторонний протокол подписали также Азербайджан и Грузия.
Украина была вынуждена присоединиться к Транскаспийскому маршруту из-за новых правил транзита украинских грузов через российскую территорию. Фактически введение нового режима привело к полному прекращению транзита украинских грузов через Россию.
Однако теперь Украина обретет полную транспортную независимость от России, а Азербайджан получит транзит миллионов тонн украинских грузов через свою территорию. Пока точно нельзя сказать, о каком объеме грузов идет речь, но исполняющий обязанности председателя правления АО «Украинская железная дорога» Александр Завгородний в беседе с журналистами подчеркнул, что его страна планирует перевозить по Транскаспийскому маршруту через Азербайджан в Центральную Азию до 10 млн тонн грузов ежегодно.
Все страны-участницы, а теперь и Украина, возлагают на новый маршрут большие надежды, высоко оценивая его перспективы. По расчетам специалистов «Азербайджанских железных дорог», по новому маршруту смогут проходить до восьми поездов в месяц, или почти 100 за год. Предполагается, что потенциал маршрута позволит до 2020 года перевезти порядка 300-400 тысяч контейнеров, что только Азербайджану обеспечит доход от транзитных перевозок в 600-700 млн долларов. По мере же возрастания объема перевозок транзит на этом маршруте может в перспективе давать стране и 1 миллиард долларов.
А из Бандар-Аббаса в Батуми за неделю
Транскаспийский маршрут может стать конкурентом разрабатываемого Китаем и Россией собственного Шелкового пути в Европу, из-за чего в Москве крайне ревностно относятся к попыткам Китая и постсоветских стран пустить грузы в обход ее территории.
В интервью одному из российских изданий экономический эксперт Артем Деев отметил, что Китай не хочет подвергать себя рискам сокращения торговых потоков из-за геополитической обстановки, сложившейся вокруг российского партнера и разрыва торговых отношений с Украиной и Турцией.
КНР живет исключительно на доходы от экспорта товара, и Пекин во всем придерживается принципа получения максимальной выгоды, прежде всего для себя, поддерживая нейтралитет в любых экономических и политических конфликтах.
Вместе с тем российские политики и эксперты, удивленные успехом нового маршрута грузопотоков — через Азербайджан, всячески пытаются принизить его значимость, заявляя, что очень скоро он потеряет свою актуальность из-за более выгодных тарифов на транзите грузов через российскую территорию.
Однако пока идут политические и экономические споры вокруг правомерности решения Азербайджана взять на себя весь транзит украинских грузов в Центральную Азию и Китай, Джавид Гурбанов анонсировал создание нового транспортного коридора и нового бренда — Юг-Запад. Эту идею глава АЖД озвучил в прошлый вторник на прошедшем в Баку заседании международного форума-диалога «Международный транспортный коридор Север-Юг: новые направления, развитие и перспективы».
«Это новый логистический продукт, который мы предлагаем для обсуждения в рамках данного форума руководителям соответствующих структур. Наша экспертная группа изучила перспективы и пути развития данного маршрута и подготовила тарифы на перевозку грузов. Надеемся, что наше предложение будет принято в ходе обсуждений», — отметил Дж.Гурбанов.
Глава АЖД считает, что предлагаемый транспортный коридор обеспечит более эффективную с экономической точки зрения доставку транзитных грузов из портов Индийского океана и из Бандар-Хомейни и Бандар-Аббаса в Персидском заливе по железной дороге через Иран, Азербайджан и Грузию в черноморские порты и обратно. Дж.Гурбанов отметил, что с учетом существующей инфраструктуры перевозка грузов из порта Бандар-Аббас в Поти и Батуми на Черном море станет возможна за 7 дней, а из порта Мумбаи в Индийском океане — за 14 дней.
Наше резюме
Маршруты Север-Юг, Восток-Запад, а теперь еще и Юг-Запад способны уже в ближайшее время превратить Азербайджан в самый развитый транспортный хаб континента. Наша страна может вновь вернуть себе утраченные много веков назад торговые пути, и если раньше объем грузов через азербайджанские земли исчислялся тысячами верблюдов, то сегодня речь идет о десятках миллионов тонн.
Транзит каждой тонны грузов обходится в среднем в 30 долларов. Простейшие расчеты показывают, что прибыль от транзита грузов из Китая в Европу, из России в Иран и из Индии в Европу через свою территорию для Азербайджана составит миллиарды долларов. Это именно те миллиарды, которых Азербайджан не досчитался из-за падения цен на нефть.
На смену нефтяной трубе, приносившей стране валюту, придут железнодорожные составы. И главное сегодня — не дать им пройти в обход Азербайджана. Во второй раз за свою историю утратить торговые пути мы себе позволить не можем.