В конце 1980-х годов за пределами Советского Союза был наконец опубликован роман «Дети Арбата» писателя Анатолия Рыбакова, взгляды которого расходились с установками тогдашнего режима. Для своего рода эпоса, разоблачающего сталинизм, Рыбаков выбрал очень специфический микрокосм — художественный и культурный мир Арбата, пожалуй, самой известной из московских артерий, ставшей прибежищем поэтов, писателей, художников и музыкантов.
Книга прошла успешный путь, начав его в период холодной войны, в то время уже отмеченный грандиозными и неожиданными переменами в лоне так называемого советского блока.
Что важно, дети Арбата, изображенные Рыбаковым в тяжелые 30-е годы, не слишком отличаются от тех, что ходили по той же улице десятилетиями ранее и продолжают ходить по ней много десятилетий спустя. Если у разных слоев российской интеллигенции, по крайней мере, начиная с XIX века, наблюдается какая-то общая черта, то это неудержимое стремление к идеализму, способному уничтожать границы, невиданный революционный пыл, ставший источником многих эстетических инноваций, и огромное желание выйти за грани условностей и открывать новые пути. Это произошло как в кино с приходом Эйзенштейна (тогда следует вспомнить и Дзигу Вертова? Тарковского?), так и в музыке со Стравинским (Прокофьевым? Шостаковичем? Рахманиновым?), в литературе с Чеховым (Достоевским? Пушкиным? Маяковским? Толстым?), в танцевальном искусстве с Дягилевым (Баланчиным? Анной Павловой? Нуриевым?). А если добавить сюда другие области, такие как живопись или невероятный мир музыкальных исполнителей, список этот будет стремиться в бесконечности.
Россия, понимаемая в самом широком смысле, возможно, лучше всего выражаемом понятием «матушки-России», всегда была бесценной сокровищницей творчества, порою чересчур отмеченного временем, а порою затянутого в водоворот, предсказывающий новые эпохи.
Сделав Россию главной темой своей программы в этом году, Дом музыки дает нам возможность совершить увлекательное путешествие по музыкальному наследию этой страны, где на протяжении последних двух столетий были разработаны одни из наиболее знаковых музыкальных инноваций. Музыка отнюдь не выставляет себя оторванным от остального мира континентом. Провидческие и совершенные труды композиторов являются отражением того, что происходило в то время в искусстве или литературе.
Дом музыки обещает нам в этом году множество захватывающих событий: он превратится в эпицентр постоянного паломничества любителей музыки, а мы советуем вам присоединиться к этому путешествию, не имеющему аналогов в Португалии. Программа обширная и простирается от истоков вокальной музыки в ее православной традиции до сегодняшнего дня. Будут исполнены семь симфоний Сергея Прокофьева и четыре концерта для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова, а также целый ряд наиболее значимых произведений таких композиторов, как Стравинский, Чайковский, Шостакович, Бородин, Римский-Корсаков или Мусоргский.
В некотором роде последних можно назвать родителями многих из созданных Рыбаковым детей Арбата. Пользуясь этой метафорой русского гения, связанной с названием улицы, мы понимаем, что уже пришло время внуков. Об этом, в частности, свидетельствует спектакль молодого режиссера Владимира Панкова «Война», представленный зрителям на прошлой неделе в парижском Театре де ля Виль. Показ спектакля намечен на 5 и 6 февраля и пройдет в Национальном театре Сан-Жуан.
Об этой работе мы подробно поговорим в одном из следующих выпусков Expresso. А пока достаточно сказать, что нас ждет по истине театральное землетрясение, которое едва ли оставит кого-либо равнодушным. Будь то ненависть или безграничная хвала. Сегодня на сцене уже не происходят скандалы, равносильные тому, что постиг премьеру «Весны священной», но ветра, дующие из России, по-прежнему отмечены тем же революционным накалом людей, которые, подобно Панкову, стремятся разрушить все существующие границы. Иногда почти без идеалов, но по-прежнему задыхающиеся от высокой дозы идеализма.