Европейский союз недоволен темпами реформирования системы правосудия и борьбы с коррупцией на Украине. Об этом по завершении заседания Совета ЕС на уровне глав МИД заявил министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier). Европейцы дали четко понять: дальнейшее сближение Украины с Евросоюзом зависит исключительно от Киева. Вернее, от решимости украинской власти покончить с негативным наследием, доставшимся ей от предшественников.
Последний поход в Европу
В новейшей истории украинского государства европейское сообщество уже несколько раз делало реверансы в сторону Киева. После «оранжевой революции», когда к власти пришел Виктор Ющенко, казалось, все двери в европейском доме открыты для Украины. Но Виктор Андреевич воспользоваться шансом не сумел. Как и в 2013 году Виктор Янукович, который, отказавшись от подписания соглашения об ассоциации с ЕС, получил Евромайдан и лишился власти.
Петр Порошенко еще во время своей предвыборной кампании пообещал украинцам привести страну в Евросоюз и добиться безвизового режима с Европой. Правда, все оказалось не так просто. Украинская власть оказалась не готова к эффективной работе. Хотя надо отдать должное: именно при Порошенко Украина окончательно определилась со своим внешнеполитическим вектором. Но после Евромайдана по-иному быть и не могло.
Украина эпохи Петра Порошенко пытается адаптироваться к правилам ЕС и европейскому законодательству. Все это пока что идет с большим трудом. Стоит только вспомнить, как в Верховной раде решался вопрос о недопущении дискриминации на рабочем месте на почве сексуальной ориентации.
Правда, это не самое главное. Ужасно то, что сохранилась коррумпированная система управления государством, доставшаяся нынешней власти от предшественников. Прокуратура, суды, пенитенциарная служба, госаппарат не реформированы. От теперешнего руководства в Европе ждут решительных действий. Вместо этого официальный Киев пытается делать хорошую мину при плохой игре.
Антикоррупционный громоотвод для Порошенко
Главный вопрос, решения которого сейчас требуют от украинской власти и ЕС, и США, — побороть коррупцию. Или, по крайней мере, продемонстрировать волю в борьбе с этим злом. Ощутимых результатов ни западные партнеры Украины, ни сами украинцы пока что не увидели. Петр Порошенко объясняет это тем, что в стране только недавно были созданы Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) и Государственное бюро расследований. Мол, подождите еще немного.
Петр Алексеевич, конечно же, лукавит, когда пытается переложить вину за отсутствие ощутимых результатов в борьбе с коррупцией исключительно на вновь созданные структуры. Полномочий и Генеральной прокуратуры, и СБУ было всегда достаточно для того, чтобы дать решительный бой коррупционерам. Просто Порошенко на это не решился.
На этом фоне главным антикоррупционером Украины стал не генеральный прокурор, не глава НАБУ, а председатель Одесской облгосадминистрации Михаил Саакашвили. Поборник Порошенко организовал общественное движение «За очищение», проводит антикоррупционные форумы и клеймит со всех трибун «коррупционера Яценюка» и его соратников.
Правда, дальше этого дело не идет. Общественность выпускает пар, Запад, доверяющий Саакашвили, наблюдает за его антикоррупционным турне по Украине, но результата как не было, так и нет.
Европа — ценности, а не просто рынок сбыта
С 1 января 2016 года начала действовать зона свободной торговли между Украиной и Евросоюзом. Советник Порошенко, украинский миллиардер Юрий Косюк, уже заявил, что никакой свободной торговли с Европой нет, и все это — не более чем обман. Он пожаловался, что ЕС ограничил беспошлинный ввоз курятины из Украины 16 тысячами тонн, в то время как только его предприятие «Мироновский хлебопродукт» производит до 700 тысяч тонн куриного мяса в год.
Если уж соратник Порошенко не понимает, что открытая Европа — это не просто рынок сбыта для украинских товаров, то чего ожидать от оппонентов нынешнего президента Украины? Ведь Европа — это, прежде всего, общие ценности и принципы, которые европейцы пытаются распространить в том числе и на страны, которые претендуют на место в новом европейском доме.
Случай с Косюком — яркая иллюстрация того, как представители украинского большого бизнеса ставят свои интересы превыше общественных. Для отечественных олигархов Европа давно уже стала второй родиной: у них там недвижимость, яхты, счета в банках, они отдыхают в Альпах и на Лазурном берегу. Они давно уже интегрированы в европейскую семью.
Но вот как только речь заходит о европейском выборе их страны, они начинают твердить, что «тиграм не докладывают мяса» (точнее — квот). И им абсолютно наплевать, как после этого будет выглядеть украинское государство, в том числе и президент Украины, в глазах европейского сообщества. Они не привыкли считаться с интересами других. И пока олигархи, в том числе и те, кто вхож во власть, не научатся этому, Украине, очевидно, Европы не видать.