ДАВОС — Во многих частях света дети растут в окружении технологий. В их руках – в буквальном смысле — находится обширное количество развлечений, игр, обучения и социальных сетей. Их мир постоянно был в сети. Управлять компьютерной мышью они учатся быстрее, чем ходить. И все же, насколько уверенно они используют технологии, настолько большинство из них не имеет ни малейшего представления, как это все работает. Они также не могут в полной мере оценить, насколько это влияет на их жизни — или как это определит их будущее.
Я это считаю парадоксом технологической грамотности. Сегодняшние дети, вероятно, являются великолепными потребителями технологии, но они редко бывают технически грамотными. Может быть они выглядят как опытные цифровые аборигены, но их знания ограничиваются глубиной экрана. Они являются пассивными пользователями, а не активными создателями. И большинство из них, в действительности, мало интересует, как технология, от которой они зависят, на самом деле функционирует.
Если молодые люди в полной мере участвуют в нашем все более технологически-разрешенном мире, большее их число должно быть технически грамотными. Если они должны стать полноправными гражданами, а не просто обманутыми потребителями, им необходимо будет понять, как технологии влияют на их жизнь и возможности.
Не только потому, что в будущем будет больше технических рабочих мест; все больше и больше рабочих мест будет иметь техническое измерение, главным образом, когда научные достижения играют важную роль в решении некоторых самых больших проблем общества — изменении климата, здравоохранении, бедности и неравенстве.
Вот почему, BT дал долгосрочные обязательства использовать наши знания и возможности при возведении культуры технической грамотности. Мы хотим, чтобы молодые люди знали, что именно они будут создателями и строителями нашего будущего — во всех смыслах. Мы хотим, чтобы они заинтересованно смотрели за пределы экрана и сами создавали и творили.
Несомненно, это означает обучение программированию. Но это также означает, свободное владение компьютерным мышлением и решением проблем. И, пожалуй, самое главное, это означает стать технологически заинтересованным гражданином. Например, все молодые люди должны понимать, кто имеет доступ к их персональным данным, как они используются, и почему это имеет значение. Осуществить это будет нелегко. Это займет больше времени, чем просто убедиться в том, что дети имеют доступ к iPad.
Любая инициатива по повышению технической грамотности, должна сосредоточиться на трех направлениях. Во-первых, детей необходимо заинтересовать в познании технологии, которую они используют каждый день, они должны “в сети” с техническими концепциями и ими заинтересоваться. В BT мы сотрудничаем с техническими предпринимателями и педагогами экспертами для развития новых и творческих путей, чтобы привлечь врожденное любопытство молодых людей.
Во-вторых, необходимо поддержать учителей, так как многие чувствуют себя неуверенно, обучая детей технической грамотности. Мы можем им с этим помочь. Мы уже сотрудничаем с тысячами учителей в Великобритании; в прошлом учебном году у нас уже было почти 350 тысяч детей начальной школы, а к 2020 году мы намерены достичь пяти миллионов. Мы также сотрудничаем с новаторами в образовании из Массачусетского Технологического Института, чтобы принести в классы новые средства программирования.
В-третьих, школы должны быть оснащены надлежащим образом. Обеспечение студентов доступом к новейшим технологиям является сложной задачей даже для развитых стран. В Великобритании мы работаем над тем, чтобы обеспечить подключение труднодоступных школ к нашему высокоскоростному широкополосному доступу к сети интернет. И мы используем наш опыт, чтобы помочь обучить профессионалов, стремящихся сделать технологию неотъемлемой частью повседневной жизни школ.
Успешная программа технической грамотности требует долговременной, неизменной приверженности всем трем направлениям данного подхода. Мы ожидаем, что потребуется целое школьное поколение пока этот культурный сдвиг, который мы считаем необходимым, действительно реализуется.
Предыдущие промышленные революции разблокировали социальный прогресс только тогда, когда они сопровождались изменениями в образовании — в частности, целенаправленными усилиями по повышению уровня грамотности и умению считать. Если мы все хотим извлечь пользу из радикальных потрясений, преобразующих мировую экономику, дальнейшие изменения в сфере образования будут необходимы. Наиболее важными среди них будут те, что формируют мощную культуру технической грамотности.