Долгие годы пять бывших советских республик наслаждались удивительной стабильностью. Но экономический кризис в России подрывает их основы.
После обретения независимости примерно четверть века назад пять бывших советских среднеазиатских республик продемонстрировали заслуживающую внимания способность держаться на плаву. Пока политики и журналисты привычно называли регион потенциальной колыбелью нестабильности, специалисты обращали внимание на удивительные возможности режимов удерживать контроль, несмотря на долгую экономическую и политическую стагнацию, то, что Сара Кендзиор (Sarah Kendzior) три года назад на Democratic Lab (спецпроект Foreign Policy и Института Legatum по освещению стран в период перехода к демократии, — прим. перев.) назвала «проклятием стабильности». Как отмечали эксперты, режимы всегда быстро подавляли беспорядки даже в случае самых ужасных вспышек антиправительственного насилия.
Тем не менее, сегодня коррумпированные и авторитарные режимы Средней Азии столкнулись с цунами проблем, способных привести к преобразованию региона. Экономика этих стран оказалась на грани краха из-за экономического кризиса в России и глобального падения цен на сырье, причем худшее еще впереди. В 2016 году экономика среднеазиатских стран достигнет дна и лишит режимы последних остатков доверия. В таких условиях любое неожиданное событие — смерть лидера или жестокое подавление акции протеста — грозит перерасти в масштабные беспорядки. Следовательно, возможность коллапса одной или нескольких стран Средней Азии неожиданно стала намного реальней, чем когда бы то ни было в недавней истории.
Так как официальные статистические данные, публикуемые некоторыми правительствами среднеазиатских республик, не отличаются надежностью, а переводы денег из России не включены в ВВП, то трудно точно оценить характер происходящего. Как правило оптимистичный Всемирный Банк считает, что в 2016 году экономика Казахстана, самая большая в регионе и отличающаяся относительно честными публикациями данных, вырастет едва ли на 1%. Но Аналитическое подразделение издания The Economist (Economist Intelligence Unit) считает, что страну ждет спад. И изучив внимательно косвенные признаки экономической деятельности, мы получим более точное представление о масштабах проблем среднеазиатского региона.
Для бедного южного пояса региона — Таджикистана, Киргизии и Узбекистана — проблема денежных переводов стоит особенно остро. Курс рубля по отношению к доллару с ноября 2013 года упал на 128%, и это ослабляет покупательные способности миллионов иностранных рабочих из Средней Азии, работающих в России. Эти страны по зависимости от переводов средств занимают лидирующие места в мире, и Центральный банк РФ зафиксировал рекордные падения объемов денежных переводов — на 43%, 38% и 51% соответственно. Большинство мигрантов все еще не сдаются и не возвращаются домой. Но как долго еще они продержатся, и что правительства их родных стран будут делать с миллионами безработных, неожиданно приехавших на родину?
Чтобы не потерять конкурентоспособность, государства Средней Азии были вынуждены ослаблять свои валюты вместе с рублем. Казахстанский тенге упал на 137% по отношению к доллару с ноября 2013 года, и правительство, наконец, отпустило курс валюты, так как его поддержка обошлась ему в миллиарды долларов. Курс киргизского сома упал на 55%, таджикистанского сомони на 42%, даже узбекистанского сома — который в основном обменивают на доллары на черном рынке — официально потерял 25%. В прошлом январе Туркменистан девальвировал свою валюту на 19%, и, скорее всего, еще одна девальвация или какое-то освобождение курса валюты неизбежно, если Туркменистан хочет соответствовать прочему региону.
Ослабление валют среднеазиатских республик создает среди граждан этих стран повышенный спрос на доллары, что, в свою очередь, угрожает привести к острой нехватки иностранной валюты. Люди и компании, взявшие кредиты в долларах или евро — важная проблема Казахстана — не смогут выплатить эти ссуды. Все страны ограничили продажу долларов, а Туркменистан в середине января вообще полностью запретил эти операции (как поступил богатый нефтью Азербайджан, страна по другую сторону Каспийского моря с теми же проблемами).
Эта болезненная девальвация валют не смогла нейтрализовать ущерб, причиненный падением курса рубля и снижением спроса в России на продукцию из Средней Азии, в том числе, на текстиль из Киргизии и машины из Казахстана и Узбекистана. В первые десять месяцев в 2015 году экспорт из Казахстана в Россию сократился на 32%, расположенное в Узбекистане представительство GM поставило в Россию на 50% меньше машин в первые девять месяцев того же года. Сельскохозяйственные производители региона надеялись воспользоваться запретом на импорт европейской продукции в Россию, но рухнувший курс рубля и снижение спроса в России разрушили эти надежды.
Падение экспорта в Россию особенно болезненно ударило по Казахстану и Киргизии. Эти государства вступили с российский Евразийский экономический союз в обмен на обещание получить расширенный доступ к российскому рынку. Вместо этого рухнувший курс рубля позволил России переманить потребителей в соседних странах, в частности, в Казахстане. До того, как правительство этой страны отпустило курс тенге, из-за относительной дешевизны российской продукции ему приходилось каждый день ограничивать импорт из России сырья, продуктов питания и даже автомобилей. Президент Нурсултан Назарбаев был вынужден призвать к переговорам об ограничении торговли. По данным ЕЭС, с января по октябрь 2015 года российско-казахстанская торговля сократилась на 25,6% по сравнению с предыдущим годом, российско-киргизская — на 19,4%.
Если есть страна с наиболее серьезными трудностями, то это Таджикистан. Он лидер в мире по зависимости от денежных переводов. Мигранты переводят домой средства в объеме половины от ВВП. Эксперты несколько месяцев подряд предупреждали, что валютные резервы истощаются, и их точно не хватит на покрытие спроса, который может быть создан внезапным кризисом. По мере роста таких предупреждений центральный банк перестал сообщать о размерах валютных резервов. Государством управляют как семейным бизнесом президента. В тяжелые времена он делится трофеями с родственниками и сторонниками из своего региона, оставляя все меньше и меньше для прочих.
Сражаясь с падением доходов, правительства вынуждены сокращать расходы. Казахстан допустил повышение тарифов на коммунальные услуги и сокращает субсидии на хлеб. Туркменистан оказался на грани отмены субсидий, позволявших гражданам бесплатно получать газ, электричество и воду с 1993 года. Проверка Всемирного банка показала сокращение числа семей в Таджикистане, способных купить достаточно еды, с 67% в мае 2015 года, до 60% в сентябре. Короче говоря, простые люди в Средней Азии пострадают, и очень сильно.
Экономические проблемы, конечно, не ведут автоматически к смене режима, особенно если возможности мирной смены власти отсутствуют, просто спросите об этом Зимбабве. Те лидеры Средней Азии, кто мог себе это позволить, провели 2015 год в укреплении своей власти. В Казахстане состоялись быстрые выборы президента для «обновления» мандата человека, управляющего республикой еще с тех времен, когда она называлась Казахская ССР. Узбекистан тоже переизбрал своего бывшего первого секретаря. Таджикистан запретил как экстремистскую самую популярную оппозиционную партию и арестовал руководство. Пожизненный президент Туркменистана устроил публичный разнос чиновникам и активно смещает их. Киргизия, еще недавно считавшаяся полудемократической страной, провела относительно честные и свободные выборы. Но и в этом государстве появились признаки падения уважения к власти закона: запрет исследователя Human Rights Watch, преследование известного узбекского имама, захват самой известной газеты и сомнительные перестрелки с «ячейками Исламского государства».
Вполне возможно, что страдания, пережитые среднеазиатскими странами во время распада СССР, отбили у них желание политических перемен. Сам по себе экономический упадок, за исключением государственного банкротства, вряд ли сможет привести к мобилизации масс. Но в случае, если в этом году произойдет другое важное событие, например, смерть лидера (президенту Узбекистана Исламу Каримову в этом году 78 лет, президенту Казахстана Назарбаеву — 75), независимые протесты рабочих, российское вмешательство, вполне могут привести к тому, что обычно пассивное население скажет: «Хватит!».
Что на самом деле изменится в случае масштабного социального протеста в одной из республик Средней Азии и возможной смены власти? Трагедия региона в том, что среднеазиатская стабильность маскирует глубокую коррупцию, и не только в смысле чрезмерных трат, а в прямом смысле — гниение и разложение. Долгие годы стабильности привели к тому, что в случае краха практически ничего не останется.