В своем кабинете в самом центре Москвы с видом на Смоленскую площадь, расположенном в одной из семи знаменитых «сталинских высоток», построенных в период 1949-1953, министр иностранных дел России Сергей Лавров прикладывает колоссальные усилия, чтобы повысить имидж страны на международной арене и сломить-таки однополярную систему, которая не дает покоя со времен жесткой дипломатии, имевшей место в противостоянии Советского Союза с США и НАТО. Подход, используемый СССР для защиты своих интересов в период холодной войны, сочетал в себе одновременно и силу, и дипломатию и основывался на принципе: «Пожми руку, пряча камень в другой руке». Несмотря на некоторое высокомерие, присущее Сергею Лаврову, содержащее в себе и высокомерие царя, и советскую закалку, Москва одержима идеей реабилитироваться за четверть века униженности, когда Россия утеряла свой престиж и главенствующую роль на региональном и международном уровнях.
Через 100 лет после заключения знаменитого соглашения Сайкса-Пико Сергей Лавров вступает в борьбу, цель которой — вернуть высокий статус своей страны, который был потерян почти век назад. Его задача — компенсировать последствия исторической ошибки лидера большевиков Владимира Ленина после того, как ему удалось захватить власть в России в 1917 году. Ошибка Владимира Ильича состояла в том, что он решил раскрыть и опубликовать секретные материалы, касающиеся империалистического периода России. Одним из таких материалов являлось соглашение, достигнутое министром иностранных дел Российской империи Сергеем Сазоновым, французским дипломатом Франсуа Жорж-Пико и англичанином Марком Сайксом в 1915-1916 гг., и касалось разграничения сфер интересов на Ближнем Востоке. Содержание раскрытых документов доказывает факт огромного влияния, которое имела Россия на протяжении веков. Именно этот факт не дает покоя Лаврову в его стремлениях восстановить Россию в тех правах, которые она имела когда-то.
Сегодня часто судачат о возврате геополитической системы, представленной в соглашении Сайкса—Пико. Но Сергей Лавров в своих размышлениях идет дальше. Читая переписку между Петербургом, Лондоном и Парижем в период 1915-1916 гг., он останавливается на четырех письмах, которыми характеризуется история событий, происходящих на Ближнем Востоке за последние 100 лет. В письме от 4 марта 1915 года министра иностранных дел Российской империи Сергея Сазонова, адресованном британскому и французским послам в Петербурге, содержится список требований России по поводу разделения земель Османской империи. Россия требовала присоединения Константинополя, Западного побережья Босфора, Мраморного моря и Дарданелл, а также небольшой части Анатолии, находящейся между проливом Босфор и рекой Сакарья. 12 марта пришел ответ от британского посла, содержащий согласие с требованиями России, но с условием, что и Россия удовлетворит земельные требования Британии и Франции. 22 марта Сазонов ответил, что Россия готова согласиться лишь с некоторыми условиями, которые касаются разделения сфер влияния в Средней Азии, в соответствии с Соглашением между Российской империей и Великобританией 1907 года. 10 апреля Сазонов получает устное согласие посла Франции, и стороны приступают к подготовке трехстороннего соглашения о разделе османских земель. Если бы не случилась коммунистическая революция, это документ назывался бы Соглашение Сазонова-Сайкса-Пико.
Лавров, который в свободное время любуется полотнами импрессионистов, знает, что границы нынешнего Востока исчезли, и не скрывает, что его Россия намерена во что бы то ни стало принять участие в начертании новой карты в условиях современной реальности, где границы будут устанавливаться с учетом общей идеологии. Границы здесь устанавливаются на основе общих доктрин, вероисповеданий, народы устремляются к своим племенным истокам, процесс самоопределения происходит в рамках личных интересов той или иной региональной или конфессиональной общины.
Но Лавров понимает, что Россия не может в полной мере управлять этим процессом или даже участвовать в нем в полной мере. Не так много времени остается — меньше года — чтобы найти такого партнера, какими были Сайкс и Пико. Только это может реабилитировать Россию, восполнить потерю предшественника Сергея Лаврова министра Сазонова. Сложность еще и в том, что сегодня проявляют истинную силу такие игроки, как Саудовская Аравия и Турция, Иран готов сражаться, мир погряз в региональных и международных конфликтах. Все места за столом мирового урегулирования заняты, все ждут появления американского игрока.