22 января президент Чечни собрал в Грозном миллион человек на митинг против «врагов России», то есть противников Владимира Путина из внесистемной оппозиции. Один плакат в руках митингующих, впоследствии опубликованный в официальных СМИ, красноречиво свидетельствует об угрозе политического насилия в России.
Речь идет об отвратительной карикатуре на знаменитую диссидентку Людмилу Алексееву, которая трижды была в числе возможных претендентов на Нобелевскую премию мира, удостоилась десятков наград по всему миру за достижения в борьбе за права человека и вот уже более десяти лет входит в комиссию по правам человека при президенте России. Она пользуется в стране огромным нравственным авторитетом, который выходит далеко за пределы оппозиционных кругов.
На этом ужасном портрете грозненские демонстранты поместили такую надпись: «Когда-то стойкий диссидент. Теперь — просто пожирательница американских грантов».
Этот всплеск ненависти связан с тем фактом, что Людмила Алексеева одной из первых поставила подпись под петицией с требованием отставки чеченского лидера после того, как тот назвал российских оппозиционеров предателями и врагами народа.
Как утверждается в петиции, «высказывания главы администрации Чечни по поводу внесистемной оппозиции в первую очередь угрожают оппозиционным организациям на территории самой республики. Поскольку Р. Кадыров претендует на роль в общефедеральной политике, патронирует движение "Антимайдан", имеет под своим началом десятки тысяч вооружённых силовиков, то его беспардонные угрозы распространяются на всех граждан России, создают серьёзную угрозу их правам и свободам, на всей территории РФ».
Затем 22 января в чеченской столице прошел миллионный марш, на котором высшее руководство республики вновь обрушилось с резкой критикой на «пятую колонну», назвав в частности имена Михаила Ходорковского, Виктора Шендеровича и Алексея Навального.
К таким резким заявлениям в Москве относятся предельно серьезно, особенно после убийства оппозиционера Бориса Немцова в марте прошлого года. Хотя по результатам официального следствия на скамье подсудимых, как обычно, оказались лишь исполнители, в личности заказчика сомнений практически нет.
Митинг, который в той или иной мере стихийно собрал более половины населения небольшой республики, перекликается с похожей манифестацией, которую ровно год назад организовал все тот же человек, но уже против журнала Charlie Hebdo, где собирались опубликовать анти-исламистские карикатуры после расстрела журналистов издания.
Помимо вполне понятного беспокойства, которое вызывают такие угрозы, в Москве задаются вопросом, и было бы неплохо сделать то же самое в Европе, по поводу их политического значения.
Прежде всего, на ум приходит мысль, что Кадыров является инструментом российской политической элиты, которая начинает паниковать при виде рушащейся изоляции оппозиции от населения на фоне тяжелого кризиса и затухающей патриотической волны (толчок ей дали Олимпиада в Сочи и аннексия Крыма). Поэтому нужно запугать оппозицию, помешать ей организовать свою деятельность и заткнуть ей рот перед сентябрьскими выборами в Государственную Думу.
Но многие наблюдатели полагают, что Кадыров все больше выходит из-под контроля, в том числе и своего вождя Владимира Путина. После убийства Немцова (Кадыров думал, что угодит начальнику, но тому явно пришелся не по душе такой «подарок»), они оба удвоили число охранников и, похоже уже побаиваются друг друга. Их власть зависит друг от друга. Возникает все больше вопросов о том, кто вассал, а кто господин. Ситуация становится все более нестабильной. Похоже, чеченского царька уже не удовлетворяют переводы огромных средств из федерального бюджета в казну республики, которая, кстати, зачастую играет роль его кошелька. Региональные рамки кажутся ему слишком узкими, он явно метит на федеральный или даже международный уровень. В этой связи интересно будет взглянуть на доклад Ильи Яшина, который должен быть опубликован 23 февраля.
Сначала все смеялись над молодым необразованным горцем, который пришел к власти после убийства отца, над его любовью к подставным боям боксеров и футбольным матчам с участием старых звезд (они с готовностью позволяют ему забить гол и прокричать на радостях «Аллах акбар»), над пристрастием к золотым автоматам и большим машинам…Однако власть в России уже попадала в руки кавказскому тирану, которого хотели сначала использовать как пугало для оппозиции, а затем выбросить на помойку. Иосиф Джугашвили (Сталин) и Рамзан Кадыров схожи многими чертами характера и личности.
Наконец, такой подъем исламофашизма в России развеивает иллюзии по поводу сути российского военного вмешательства в Сирии. Речь может идти о спасении друга-тирана, о демонстрации силы по отношению к НАТО, укреплении позиций на переговорах по Донбассу, рекламе российского оружия, об учениях с малыми затратами или использовании боеприпасов с истекшим сроком годности (Путин сам публично это признал). Но только не о борьбе с исламофашистским террором, так как он сейчас цветет пышным цветом на территории самой РФ и получает поддержку в российском правительстве.