Доверие к крупным странам с переходной экономикой подорвано. На Всемирном экономическом форуме в Давосе становится ясно, как сильно это затронуло остальной мир — последствия могут распространиться даже на Швейцарию.
Давос предоставляет ведущим представителям экономики и политики большие возможности. Но они не имеют смысла без взаимного доверия.
Нигде в мировой экономике дороги не проходят так близко друг к другу, как в Давосе. В пятницу утром проходит сессия, посвященная ситуации в России. На трибуне — вице-премьер российского правительства Юрий Трутнев и шеф-редактор медиахолдинга РБК Елизавета Осетинская, критикующая Кремль. В первых рядах среди слушателей — российский олигарх Виктор Вексельберг, крупный инвестор в Швейцарии.
Присутствующие могли бы без труда дать подробный ответ на вопрос об инвестициях таких олигархов, как Вексельберг в Сочи. Два года назад, после проведения Олимпийских игр, в Сочи начался застой, что вызывает опасения относительно того, что государство начнет вливать деньги налогоплательщиков в то время, как частные инвесторы терпят убытки. Правильного ответа не существует. Трутнев ограничивается размытыми формулировками: «Я этой зимой был в Сочи, там было много туристов». Журналистка Осетинская не отступает. А инвестор Вексельберг сидит с каменным выражением лица.
«Худшее начало года»
Возможности ценны только тогда, когда они используются для диалога. О нынешнем форуме в Давосе такого сказать нельзя. Доверие к странам с переходной экономикой — России, Китаю, Бразилии и Южной Африке — сильно снизилось, как и доверие между самими этими странами. Все они различными способами борются с падением цен на нефть, а также и с собственными, отчасти фатальными, политическими ошибками. Для мировой экономики кризис в странах с переходной экономикой стал проблемой. Индия, которая все еще борется с массовой бедностью, объявляется в Давосе практически последней надеждой альянса БРИКС, бывшего когда-то таким крепким. Согласно прогнозам, в этом году в Индии ожидается рост в размере 7,5 процента и превращение в глобальный двигатель конъюнктуры.
Позднее Вексельберг ответил на вопрос NZZ am Sonntag, что и для него самого сохраняются риски в Сочи. Речь не о деньгах налогоплательщиков, мы инвестировали наши собственные средства, говорит Вексельберг.
То, что последствия могут затронуть и Швейцарию, ясно не только по заявлениям Вексельберга. «Для финансовых рынков это был худший старт года», — заявил в субботу на форуме глава банка Credit Suisse, Тидьяне Тиам. Рынки акций упали, нефть сейчас на уровне ниже 30 долларов за баррель, в пятницу она слегка поднялась до 31,58 долларов. Тиам высказывает пессимистическую точку зрения относительно текущих ожиданий инвесторов. Рынок обеспокоен ситуацией в Китае, там существует опасность спада. Это оказывает давление и на цены на нефть, что порождает страх глобальной рецессии. Credit Suisse настроен оптимистичнее, говорит Тиам. В отличие от других, банк исходит из того, что Китаю удастся избежать потрясений, поскольку спрос продолжает расти. Вместе с тем, его высказывания показывают, насколько сильной стала зависимость от стран с переходной экономикой. И как все тесно связано друг с другом.
Прогноз — цена на нефть в 20 долларов
Пессимистичные ожидания грядущей глобальной рецессии не разделяет и Борис Коларди, глава частного банка Julius Bär. Но в отношении цены на нефть его прогноз неутешителен. «Она будет продолжать снижаться», — говорит Коларди. По его мнению, Саудовская Аравия из-за большого бюджетного дефицита отойдет от своей стратегии и повысит добычу. То есть на рынке, на котором спрос и так слишком невелик, будет еще больше предложения. «Думаю, нефть будет даже дешевле 20 долларов», — говорит Коларди. Лишь затем начнется подъем.
Американский телеканал новостей бизнеса CNBC выпускает передачу «Неизвестный кризис». Что же в нем нового — об этом на форуме говорит британский историк Ниалл Фергюсон. «Раньше работало основополагающее экономическое правило: рецессия возникает тогда, когда цена на нефть достигает максимума. Сейчас она на низком уровне, и именно поэтому возникает беспокойство».
Говоря конкретно, есть опасения, что добывающие страны, такие, как Россия, не в состоянии справиться со сложной ситуацией. Она затронула и самих россиян. Настроения падают с такой же скоростью, как и цена на нефть, говорит Осетинская. «Это связано не только с падением цен на сырье и санкциями. Есть и внутренние причины». Затем она критикует новые налоги, таможенные предписания и ростовщические проценты.
Вице-премьер Трутнев реагирует слабой самокритикой. «Нет идеального правительства, — говорит он. — Некоторая критика обоснована». Он расплывчато говорит об изменениях в бюджете. Необходимо сильнее развивать инвестиции. «Мы сейчас это обсуждаем в правительстве».
Разочарованы в Южной Африке
Вероятно, еще больше, чем в России, эксперты разочарованы в политике Южной Африки. В среду вечером состоялся прием южноафриканской делегации в музее Кирхнера. Повсюду шарфы в цветах радуги, предлагаются закуски и напитки. Президент Якоб Зума не появился, хотя его выступление было заявлено. Не видно и топ-представителей из других стран, вероятно, потребность в обмене мнениями не так велика. Зума предоставил право выступить новому министру финансов Правину Гордхану. При этом Гордхан мало что мог рассказать о трудностях, с которыми столкнулось правительство.
В декабре Зума, за плечами которого уже и ряд других скандалов, отправил в отставку предшественника Гордхана, Нхланхла Нене, который выступал против безмерного увеличения государственных расходов. Зума заменил Нене непопулярным представителем парламента. Рынки отреагировали на это решение бурно. Южноафриканцы вышли на улицы. Новым поворотом и назначением Гордхана Зума, вероятно, сумел предотвратить худшее — но, возможно, после этого шага в политическом плане ему уже не прийти в себя.
В музее Кирхнера сотрудники проправительственного телеканала SABC говорят, что протесты против Зумы продолжались только один день. Ситуация уже давно успокоилась. Но чтобы узнать больше о текущей ситуации, достаточно ввести в Твиттере хэштег #zumamustfall — Зума должен уйти. Недовольство последователем борца за свободу Нельсона Манделы достигла невероятных масштабов.
Китай в центре внимания
В центре международного внимания, несмотря на критику, находится Китай. «Тяжелые последствия практически неизбежны, — говорит фондовый менеджер и мульти миллиардер Джордж Сорос телеканалу Bloomberg TV. — Я этого не жду, я это наблюдаю». Вместе с тем Сорос прогнозирует также, что еврозона распадется в течение 100 дней, если не будут приняты определенные меры. Если меры будут приняты, еврозона будет сохранена.
И глава МВФ Кристин Лагард в ходе форума использует ряд возможностей, чтобы раскритиковать вторую по величине экономику мира. Она советует Пекину более активно реализовывать денежно-политические меры и реформы. В субботу Лагард, как казалось, была расслаблена. В ходе форума стало понятно, что основные страны-члены МВФ поддержат ее переизбрание на второй срок. Днем ранее она объявила о выдвижении своей кандидатуры.
Во время выступлений в четверг, посвященных ситуации в Китае, атмосфера была более напряженной. Не только, потому что Лагард не давала каких-либо комментариев относительно своей персоны, но и потому что она на подиумной площадке встретилась с китайскими руководителями и одним из влиятельнейших фондовых менеджеров последних лет Рейем Далио. Далио отмечает, что переориентация Китая с экспортной державы на державу, оказывающую услуги, продлится два-три года. Для мировой экономики это вечность. Кроме того, он считает надежды на скоординированный международный ответ на ослабление страны, наивным. «Намного вероятнее валютная война». Это высказывание стало уколом и в сторону МВФ, который выступает за координацию. Лагард на атаку не ответила.
И все-таки китайский представитель правительства Фан Синхай близко к сердцу воспринял ее критику. «Китайским политикам необходимо улучшить коммуникацию, — сказал он в четверг. — Мы должны это делать лучше. И мы учимся». Таким образом, он отстраняется от других стран с переходной экономикой. И показывает, что встречи в Давосе все-таки имеют смысл.