Избыточное предложение
Все страны-производители нефти продолжили добычу. В Америке она выросла еще на 17 000 баррелей в день. Резервы бензина и прочих нефтепродуктов во многих странах переполнены. Организация стран-экспортеров нефти по-прежнему не хочет сокращать квоты в 30 миллионов баррелей в день. Во многом это решение связано с позицией Саудовской Аравии, которая стремится сохранить свою долю рынка и помешать развитию добычи американской сланцевой нефти.
Разрыв дипломатических отношений с Ираном перечеркивает возможность договора о снижении производства в обозримой перспективе. Новые технологии позволяют добыть больше нефти за меньшее время на недостижимой прежде глубине.
Китай тормозит спрос
Спрос же растет не так быстро, как предполагалось, виной чему спад роста китайской экономики. И большинство ее показателей сейчас вызывают беспокойство. По данным Reuters, в ноябре активность китайского производственного сектора ждал очередной спад, что вывело его на худшие за последние три года показатели. В декабре спад продолжился. Новая девальвация юаня 7 января увеличивает стоимость закупок нефти и еще больше ограничивает спрос. 11 января индекс шанхайской биржи упал на 5%, потеряв 20% за две недели и 40% с июня 2015 года.
Наконец, теплая погода в начале зимы в большей части Европы, России (а Москве 22 декабря было 10 °C) и США (в Нью-Йорке перед Рождеством термометры показали 22 °C) скажется (пусть и не очень значительно) на потреблении энергии и топлива.
Изменения в геополитике
Среди всех действующих лиц давайте сначала рассмотрим Иран. Его грядущее возвращение на мировой рынок после подписания соглашения о ядерной программе в июле прошлого года может привести к еще большему снижению цен. По информации Всемирного банка, вызванный иранской нефтью избыток утянет цены еще на десять долларов вниз. Иран с нетерпением ждет момента, когда ему будет разрешено восстановить экономические связи с другими странами и межбанковские операции. Пока что страна активно готовится к этому дню и объявила в ноябре, что увеличит добычу (2,8 миллиона баррелей в день) на полмиллиона баррелей в начале 2016 года и на миллион к марту 2016 года.
Иран занимает второе место среди стран ОПЕК (после Саудовской Аравии) и обладает вторыми среди них по величине запасами нефти: 132 миллиарда баррелей. Поэтому его возвращение может существенно изменить расклад. Кроме того, приостановка дипломатических отношений между Эр-Риядом и Тегераном после казни в Саудовской Аравии 47 заключенных (в том числе и шиитского оппозиционера Нимра ан-Нимра) ни одна из стран не собирается снижать производство. Более того, каждая из них наверняка постарается расширить свою долю за счет другой.
Серьезные экономические последствия
60% падение котировок черного золота с 2014 года стало серьезным ударом для стран-экспортеров.
Серьезно досталось и Норвегии, где цены на недвижимость стремительно падают. В нефтекомпании Statoil уже уволили 20 000 человек. В нефтяном секторе страны трудится каждый девятый гражданин, в связи с чем нынешняя тенденция может вылиться в рост безработицы. Норвегия располагает высокими технологиями, и ей нужно найти способ экспортировать их за границу или же перенаправить в прочие отрасли.
Масштабные реформы
Под ударом оказалось множество стран, которым необходимо принять срочные меры, чтобы не остаться без наличности или даже не оказаться на грани банкротства. Так, Саудовская Аравия, где на экспорт приходится 90% поступлений, запускает масштабные реформы. В условиях дефицита бюджета в 89,2 миллиарда долларов в 2015 году крупнейший в мире экспортер был вынужден объявить план экономии. Королевство традиционно субсидирует тарифы на воду и энергоносители, однако недавно более чем наполовину подняло цены на бензин (все еще одни из самых низких в мире на отметке в 20 центов) и заявило о снижении субсидий. На все товары помимо предметов первой необходимости был введен 5% НДС. Министерство финансов рассматривает возможность приватизации предприятий, например, авиа- и телекоммуникационной копаний.
Длительный обвал цен на нефть ведет к переменам во всей саудовской экономике. Королевство намеревается уменьшить долю государственного сектора и развивать частный. Что еще интереснее, в недавнем интервью The Economist один из сыновей короля Салмана Мухаммед заявил о возможности выхода на биржу национальной нефтекомпании Aramco. В какой форме это произойдет? Появится ли на рынке часть капитала компании или же некоторых дочерних предприятий? Пока что ничего еще не решено. Принц заявил, что окончательное решение будет принято в ближайшие месяцы, и что он сам с оптимизмом ждет этот этап, потому что он «в интересах саудовского рынка и Aramco».
Aramco выйдет на биржу?
Aramco считается крупнейшей нефтекомпанией мира, однако не публикует общедоступных финансовых отчетов. Что не дает получить доступ к сведениям о ее продажах и резервах. Пока что слышны лишь спекуляции и астрономические цифры. Так, в le Tribune 8 января предположили, что за Aramco на бирже могут дать 3 триллиона долларов. В любом случае, такой шаг стал бы революцией в секторе, где доминируют Royal Dutch Shell, ExxonMobil, BP, Chevron и Total. Кроме того, он принес бы свежие финансовые вливания Саудовской Аравии и продемонстрировал ее готовность провести радикальные реформы. Кстати говоря, ОАЭ, Кувейт и Бахрейн тоже сократили субсидирование цен на топливо.
Таким образом, устойчивое снижение цен на нефть влечет за собой глубокие изменения, на которые при этом активно воздействуют геополитические или даже чисто политические факторы. Еще недавно некоторые эксперты полагали, что резервы нефти быстро истощатся, а курс вновь поднимется до 100 долларов за баррель. Однако в условиях замедления китайского роста, будущего выхода Ирана на рынок и накопленных резервов цены на нефть будут скорее находиться у отметки в 30 долларов, что повлечет за собой перераспределение политических сил.