Российское и иранское вмешательство изменили военный баланс в сирийской гражданской войне, и повстанцы, воюющие против режима Башара аль-Асада, пытаются что-то этому противопоставить. Столкнувшись с масштабными российскими бомбардировками, а также с наступлением сирийских военных и связанных с ними иностранных ополченцев, некоторые повстанцы пришли к выводу о том, что им теперь нужно иметь больше людей — не важно, сирийцы они или иностранцы.
В результате наиболее мощная коалиция повстанцев в северной части Сирии, а также ассоциация преимущественно джихадистских религиозных ученых призвали взять в руки оружие не только годных к военной службе сирийцев, но и весь мусульманский мир.
Хотя сирийцы в составе оппозиции и считают военную ситуацию сложной, они не уверены в том, что они хотят иметь больше мухаджирин (muhajireen, то есть мигрантов, иностранных боевиков), а также в том, что эти боевики вообще заинтересованы во вступлении в какие-то другие группировки, кроме Исламского государства (ИГИЛ).
«Ха, можно подумать, что нам нужно больше «Аль-Каиды», — сказал один сирийский журналист, перемещающийся между Алеппо и Турцией и попросивший в интересах безопасности не называть его имя.
26 декабря прошлого года военный совет Джаиш аль-Фатех, повстанческой коалиции, название которой переводится как «Армия завоевания», разместила в социальных медиа «общий призыв к оружию» для мусульман по всему миру, используя при этом ученых исламских наций для вовлечения исламской молодежи и противодействия, как было сказано, иранскими экспансионистским планам.
Джаиш аль-Фатех состоит из нескольких фракций, главной из которых является салафистская бригада Ахрар аль-Шам и Джабхат ан-Нусра — сирийский филиал «Аль-Каиды». Бригада Ахрар аль-Шам выступила с собственным призывом о проведении всеобщей мобилизации в ноябре прошлого года.
Ассоциация, куда входят, преимущественно, джихаджистские церковнослужители и исламские ученые из «Лиги ученых Сирии», откликнулись на призыв повстанческих группировок и составили фетву (религиозное правило), в которой говорится об обязанности каждого годного к военной службе мусульманина стать участником сирийского джихада. В группу из 38 человек, подписавших эту фетву, входят религиозные представители Джабхат ан-Нусры, Ахрар аль-Шам и других группировок. Хотя эти религиозные ученые подписали ее в индивидуальном порядке, все они имеют вес в соответствующих организациях и бригадах. Тем временем эта фетва была переведена на иностранные языки, в том числе на английский и русский. Она сопровождается целым рядом видеоматериалов, рекламирующих призыв взять в руки оружие и подготовленных на английском, немецком и турецком языках.
«Я попросил у своих родителей разрешения на то, чтобы получить возможность уехать — уехать, чтобы убивать и быть убитым за дело Всевышнего и Всемогущего Аллаха (Allah ta’ala), однако они разозлились, а мой отец произнес даже некоторые слова, которые, на самом деле, глубоко ранили мое сердце», — написал по поводу одного из этих видео комментатор, сильно переживающий из-за своего желания покинуть семью и присоединиться к джихаду.
Джихадист-евангелист и сборщик средств Абдуллах аль-Мухайсини (саудовец, находящийся в настоящее время в северо-западной части Сирии) является, судя по всему, центром проводимой вербовочной кампании. Мухайсини является главным судьей «Армии завоевания», а еще он считается наиболее известным членом «Лиги ученых».
Сами сирийцы ответили на этот призыв и стали формировать гражданские «резервные армии» для поддержки повстанцев на линии фронта. «Люди с уважением относятся к тому, что говорят ученные и муджахеды, — отметил Абу Юсуф аль-Мухаджир, командир и официальный представитель группировки Ахрар аль-Шам (несмотря на намекающий на иностранное происхождение псевдоним, он является сирийцем). — Они хорошо понимают: если бы не было необходимости, если бы ситуация не была крайне серьезной, то они не стали бы делать подобных заявлений».
Ответ потенциальных иностранных боевиков оценить более сложно.]
В декабре прошлого года Мухайсини открыл аккаунт в мессенджере Telegram для тех, кто хотел бы принять участие в борьбе в Сирии.
«Поступило много сообщений, хвала Господу, — подчеркнул оператор горячей линии в мессенджере Telegram, использующий псевдоним Абу Мухаммад, в беседе с корреспондентом VICE News. — В день, в среднем, мы получаем от 50 подобного рода сообщений».
Через некоторое время Абу Мухаммад попросил извинить его, поскольку он должен был присутствовать на встрече с мусульманскими молодыми людьми, которые хотят принять участие в нафире (nafir), то есть «мобилизации», или вступить в джихад.
«Дорогие братья, пожалуйста, простите нас, — подчеркнул Абу Мухаммад в сообщении, направленном в редакцию VICE News. — Мы ответим на вашу просьбу позднее, с учетом количества сообщений по поводу нафира. Мы вас не забудем. ^_^».
Другие наблюдатели скептически настроены относительно количества возможных новобранцев. «Я думаю, что их число преувеличено, — сказал один сирийский журналист, указавший на новые жесткие меры Турции на границе, которые будут служить препятствием для откликнувшихся на нафир иностранцев. — Все те, кто хотел приехать, уже находятся здесь».
Муджахид Деиранийех (Mujahid Deiraniyyeh), влиятельный сирийский писатель и мыслитель, беседовавший с корреспондентом Vice News, находясь в Саудовской Аравии, разделяет эту точку зрения. «ДАЕШ (ИГИЛ) собрал подавляющее большинство возможных последователей за пределами Сирии, — отметил он. — Не так много осталось людей, способных откликнуться на подобного рода призывы».
«Эта фетва призывает годных к военной службе молодых людей из исламских наций помочь своим братьям в Сирии, после того как враги напали на них, а остальной мир предпочитает пассивно за этим наблюдать», — сказал Анас Хаттаб, член «Лиги ученых», находящийся в настоящее время в Сирии и подписавший эту фетву.
Хаттаб в качестве примера привел успешный призыв в 1980-х годах, с которым выступил Абдулла Аззам, известный как «отец глобального джихада» и наставник Усамы бен Ладена. Этот призыв был обращен к тем, кто был готов присоединиться к борьбе против Советов в Афганистане. «По нашему мнению, мусульмане ответят на эти фетвы и призывы взять в руки оружие, как они делали это в ответ на прежние обращения», — отметил Хаттаб.
Однако многие сирийцы из революционного мейнстрима отвечают так: нам больше не нужны иностранные боевики. Они еще помнят о том, как во время первой волны многие мухаджирины (muhajireen) присоединились к ИГИЛ, а затем в большей или меньшей мере становились неконтролируемыми. «Большинство (сирийских) группировок и религиозных авторитетов сегодня убеждены в том, что участие иностранцев в вооруженной борьбе наносит вред революции, и поэтому они выступают против всеобщей мобилизации за пределами Сирии, — отметил исламистский журналист Деираннийех. — Сейчас очень нужны деньги».
Другие не столь уверены. «С некоторым количеством людей и оружия мы можем изменить уравнение, если Богу будет угодно, — сказал Хусам Саламех, командир из бригады Ахрар аль-Шам.
«Все те, кто говорят о том, что (Сирии не нужны больше люди), живут за пределами Сирии. — сказал Хаттаб. — Как они могут это знать? Разве они больше знают, чем люди внутри Сирии, люди, которые своими глазами видят поля сражений и знают, что необходимо?»
Однако, по мнению других боевиков, для борьбы с российскими военно-воздушными силами необходимо оружие более высокого качества. А приток иностранцев может сделать повстанцев слишком токсичными в политическом отношении для того, чтобы поддерживающие их люди имели возможность оказать им большую помощь, включая поставки современного оружия.
«Если ситуация не изменится, мы проиграем, а режим победит, — сказал этот журналист. — То есть, это произойдет в том случае, если революционеры не смогут получить современное зенитное оружие, а они не получат его, если будут здесь вместе с «Аль-Каидой».
Однако пока получение подобного оружия является лишь гипотетическим вариантом. «Мы слышим разговоры о зенитных установках с начала нашей революции, но пока мы ничего не получили, — сказал Абу Юсуф аль-Мухаджир, официальный представитель Ахрар аль-Шам. — Одновременно мы видим людей (иностранных боевиков), которые помогают народу Сирии и жертвуют здесь своими жизнями на пути Господа».
Но пока находящиеся в сложном положении и истощенные сирийцы в удерживаемых повстанцами районах будут рады любой помощи, которую они смогут получить.
Сирийцы «чувствуют себя оставленными на произвол судьбы остальным миром, и поэтому они считают, что любой приехавший сюда человек оказывает им помощь, — отметил этот журналист. — И это, возможно, соответствует действительности. Однако реальность такова, что ничего хорошего это не приносит».