В 2015 году в Европу прибыли более миллиона мигрантов. С начала января этого года более 30 000 беженцев из Сирии, Ирака и Афганистана все же отправились на Балканы, несмотря на лютый холод. Во французском Кале ситуация становится все более нестабильной. В такой ситуации европейцы приходят к выводу, что Дублинские соглашения больше не в силах регулировать миграционный поток. Однако лишь немногим удается прийти к согласию по поводу возможных решений. Давайте во всем разберемся.
Как работает дублинская система?
По условиям Дублинского соглашения, спасающиеся от войны или нищеты люди должны подать прошение об убежище в первой европейской стране, на территорию которой они попадают. Их регистрируют в европейской базе данных, где хранятся и отпечатки пальцев. Речь идет о том, чтобы в рамках всего ЕС рассматривался только один запрос об убежище. Так, например, при проверке в Дании мигранта могут выслать в Италию, если именно там были впервые взяты его отпечатки пальцев.
Почему система создает трудности
«Нынешняя система — слишком несправедливая, ограничительная и дорогая, — отмечает специалист по вопросам миграции Ив Паскуо (Yves Pascouau). — Она перекладывает весь груз ответственности за прием мигрантов на страны, расположенные на периферии континента. Это было видно уже в предыдущие годы, но стало особенно очевидно в 2015 году, когда в Европу прибыли более 1,1 миллиона человек, из которых 850 000 въехали через Грецию и 153 000 через Италию».
«Ни государства, ни беженцы не довольны таким положением дел», — продолжает эксперт. Страны южной Европы не могут справиться с ситуацией, регистрируют вновь прибывших лишь частично или же с большим опозданием. «Так, например, в Испании было подано всего 8 000 прошений об убежище, хотя в страну явно прибыло намного больше людей, — говорит генеральный директор ассоциации France, Terre d’Asile Пьер Анри (Pierre Henry). — Мигранты в своем большинстве тоже не хотят, чтобы их регистрировали в Греции. Им известно, что страна переживает кризис, и что процент удовлетворенных заявок там очень низкий. Они предпочитают отправиться в страны, где их шансы на работу и интеграцию выше».
Исключение в лице Германии
В 2015 году на фоне сильнейшего роста числа прибывающих мигрантов «Германия обошла дублинскую систему весьма вольной интерпретацией правил», — объясняет Ив Паскуо. На самом деле, отдельно взятое государство может взять на себя ответственность за беженца, даже если тот уже зарегистрирован в другой стране. Однако, изначально предполагалось, что эта «гуманитарная статья» может быть применена для отдельно взятых случаев. Германия же расширила ее на целые группы людей.
Что происходит с «дублинцами»?
Реформы?
Европейская комиссия работает над реформой дублинской системы. «Пока о сути предложений мало что известно, — рассказывает Ив Паскуо. — Одним из возможных вариантов могло бы быть развитие модели, утвержденной в мае 2015 года». После целой череды кораблекрушений Еврокомиссия предложила квоты на размещение беженцев. Они должны были высчитываться на основании таких критериев, как размер страны, ее ВВП, уровень безработицы и усилия по приему мигрантов. Тогда предложение Брюсселя вызвало серьезные разногласия, хотя речь шла всего о 40 000 мигрантов.
Самыми ярыми противниками пересмотра дублинской системы выступают Великобритания и восточноевропейские страны. Лондон уже сообщил, что оставляет за собой право не участвовать в этом процессе. Этот вопрос является одной из главных опор для Дэвида Кэмерона в его требованиях провести реформы ЕС для предотвращения выхода страны из союза (референдум должен пройти в Великобритании уже в этом году).
Еврокомиссия должна представить проект реформы дублинской системы в марте этого года. Как отмечает Ив Паскуо, процесс в любом случае будет долгим, потому что проект должен пройти через Совет министров и Европарламент: «В лучшем случае это займет месяцы, в худшем — годы».
Угроза для Шенгенской зоны?
Если европейцы не смогут договориться о реформе дублинской системы, под угрозой может оказаться само Шенгенское пространство. «ЕС в состоянии справиться с миграционными потоками, если возьмется за дело сообща и признает, что сформированные четверть века тому назад правила не подходят для текущей ситуации», — считает министр иностранных дел Италии Паоло Джентилони (Paolo Gentiloni). «Сохранить Шенгенские соглашения крайне важно», — подчеркнул в четверг в Давосе нидерландский премьер Марк Рютте (Mark Rutte). По его словам, вместо того, чтобы убивать Шенген, стоит подумать о том, как заставить работать Дублин.
Как отмечает Ив Паскуо, дублинская система перекладывает основную нагрузку на страны Южной Европы, в связи с чем у тех нет ни желания, ни возможности следовать шенгенским правилам, то есть обеспечивать пограничный контроль и регистрацию. Если не пытаться исправить ситуацию, под ударом окажется принцип свободного передвижения людей, один из столпов ЕС. «Кризис четко показал связь между Шенгеном, правилами въезда в ЕС и Дублином, — добавляет Ив Паскуо. — Сейчас все признают их взаимосвязь, хотя раньше многие годы рассматривали их по отдельности». По словам главы нидерландского правительства, весной массовая миграция в Европу возобновится. И поэтому нужно срочно действовать.