«Российская армия берет вес не по силам?» Это тема презентации, с которой вчера в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне (Center for Strategic and International Studies) должен был выступить директор московского Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. К сожалению, из-за плохой погоды в столице презентацию пришлось отменить. Однако Пухов поделился со мной слайдами, подготовленными к этому мероприятию.
Согласно анализу Пухова, ответ на вопрос заголовка — положительный. Да, Россия в военном плане действует с превышением своих возможностей. «Российская военная мощь существенно превышает ее экономический, технический и демографический потенциал», — заявляет Пухов в своей презентации. Далее он отмечает: «Россия — это неоспоримый гегемон на постсоветском пространстве, являющемся для нее сферой жизненно важных интересов».
Но это не значит, что у России нет серьезных геополитических проблем. Два главных ее союзника — Белоруссия и Казахстан — в военном отношении не представляют почти никакой ценности. «В Организации Договора о коллективной безопасности Белоруссия и Казахстан равноценны Румынии в составе Варшавского пакта, — замечает Пухов. — Остальные страны-члены ОДКБ обладают ничтожной военной ценностью».
Ситуация становится еще более тревожной из-за ухудшения отношений с Польшей, прибалтийскими государствами, Саудовской Аравией, Катаром и Турцией. Существует также нерешенная проблема конфликта на Украине. По сути дела это означает, что России приходится защищать свои интересы по всем направлениям, отметил Пухов в своих слайдах.
Между тем, Россия не может даже надеяться на то, чтобы догнать Соединенные Штаты и их союзников в техническом плане. «Россия вряд ли может конкурировать с „коллективным Западом“ в плане инвестиций в инженерные разработки и фундаментальные исследования», — отмечает Пухов. Значит, Москва должна по-умному вкладывать средства в оружие нового поколения.
Россия продолжает модернизацию своих вооруженных сил, начавшуюся после того, как ее армия в 2008 году опустилась до самой низкой отметки. Далеко не блестящие действия российских военных в Грузии стали для Москвы сигналом тревоги, показав, что надо что-то делать, причем срочно, чтобы остановить постсоветский упадок российских вооруженных сил.
С 2008 года Россия существенно увеличила финансирование армии и пересмотрела свои программы боевой подготовки и обучения, отмечает Пухов. В ВВС увеличили налет для летчиков, а в ВМФ — количество дней, проводимых моряками в море. Также произошло значительное увеличение числа военных учений. Кроме того, были серьезно расширены их масштабы и количество участников. «В 2014 году российские вооруженные силы провели примерно 3 000 учений и тренировок, из которых 30 были двусторонними или многонациональными», — сообщил Пухов.
Но сможет ли Москва и в будущем выдерживать такие темпы роста военных расходов с учетом ее экономических трудностей и низких нефтяных цен? Этот вопрос остается без ответа. По словам Пухова, цель России заключается в том, чтобы к 2020 году оснастить 70% своих вооруженных сил «самым передовым оружием». На сегодня она ассигновала на это примерно 300 миллиардов долларов.
Свою презентацию Пухов завершает цитатой, которую в разные времена приписывали то Талейрану, то Меттерниху, то Черчиллю: «Россия никогда в действительности не бывает такой сильной, как кажется, и никогда не бывает такой слабой, как кажется». Наверное, в одно предложение нельзя уместить более точное определение российских возможностей.
Дейв Маджумдар — редактор The National Interest по военным вопросам.