Русские и американцы всеми силами пытаются единолично управлять в Сирии. По крайней мере, Путину удалось внушить, что дело обстоит именно так. Американская сторона также приложила огромные усилия, чтобы развенчать миф о «русской кувалде», которую якобы продемонстрировал госсекретарь Джон Керри сирийской оппозиции в Эр-Рияде.
Все привыкли к тому, что Путин действует в Сирии от лица «легитимных властей». Но и Вашингтон не меняет своей позиции по поводу «легитимности» Башара Асада. В этой связи довольно смешно выглядят настойчивые попытки Кремля убедить общественность, что он не вмешивается в политические дела Сирии. Российско-турецкий конфликт обострился накануне переговоров в Женеве и стал отражением постоянного напряжения в отношениях между Москвой и Анкарой по вопросу Сирии. Также министр иностранных дел России заявил, что без партии сирийских курдов переговоры по Сирии невозможны.
Становится совсем не смешно, когда мы слышим, как Лавров требует предъявить доказательства убийств сирийских мирных граждан в результате налетов российской военной авиации, самолеты которой действуют по принципу «выжженной земли», утрамбовывая жилые здания. Неужели российские ракеты могут отличить террористов от детей и женщин…
Российский министр за несколько часов до принятия решения Высшим сирийским комитетом о поездке в Женеву сделал все возможное, чтобы зародить сомнения в рядах переговорщиков, задаться вопросом, нет ли какой скрытой опасности. Русские смогли убедить комитет отказаться от участия в переговорах, а значит, отказаться от окончания пятилетнего ужаса, творящегося в стране. Если бы раунд переговоров все же состоялся, кто бы принимал участие?
Минное поле, в рамках которого вынужден существовать Комитет, огромно. Приходится мириться и с представительством курдского «Демократического союза», и тем, что переговоры приходится начинать, несмотря на преступные действия режима Асада и в условиях воздушных набегов, которые осуществляет российская армия.
Чтоб бы там ни заявлял Вашингтон и Керри, но у большинства в оппозиции есть большое сомнение, что в Цюрихе Россия и США пришли к консенсусу. Поэтому велика вероятность, что оппозиционный комитет может попасть в ловушку в Женеве. Понятно, что решение о создании Единого переходного правительства в Сирии принято свыше, необходимо будет сосуществовать с режимом, при этом решение судьбы Башара Асада пока отложено, и никакая реформа в стране не будет принята без его одобрения.
По всей видимости, американцы и русские пришли к консенсусу по поводу судьбы Асада, которому Москва не предоставила убежища, о котором он не просил. Зачем тогда сирийцы сражались все эти годы, пожертвовали четвертью миллиона человек, миллионы бежали из страны… Что ждать от Женевы-3? Что будет через шесть лет? Сможет ли оппозиция выиграть эту эстафету с Путиным и его ракетами? Сколько сирийцев еще будет уничтожено, пока «господин Кремль» не устанет от своей войны с ИГИЛ?
Быть может, Керри просто устал от всех этих переговоров по иранской ядерной проблеме, американско-кубинской темы, от упрямства Багдада и попросил у Лаврова пожалеть сирийских оппозиционеров, после того, как их убедили в «ужасной альтернативе», подстерегающей их в переговорном процессе. В женевской «клетке», которую приготовила Россия, много места. За шесть месяцев она сможет сломить каждого, кто туда попадет.
И после всего этого Москва якобы не вмешивается в политику, если верить Путину. Что бы ни предпринимала оппозиция в Женеве, это будет пустой тратой времени. Ни один пункт не будет услышан, если он не исходит от режима Асада. Какие тут могут быть переговоры? Сирию ждут еще шесть месяцев смертей невинных граждан, разрушений городов. Страна распадается на части, переходя из одних рук в другие.