Ядерное оружие как для США, так и для России, сейчас является сугубо средством сдерживания. Но в планах Кремля и Пентагона создание совершенно нового оружия, которое невозможно перехватить средствами ПРО или хотя бы нанести ответный удар. Так, США и Россия уже не первый год разрабатывают гиперзвуковые ракеты, которые способны нанести удар за считанные минуты в любой точке мира. Атака такими ракетами «обезглавит» противника, уничтожив все его баллистические ракеты еще на старте, парализовав управление войсками и ликвидировав политическое руководство страны. При этом, у Путина фактически есть лишь 60 секунд для того, чтобы нажать на «красную кнопку» в случае ядерной атаки со стороны США.
Гонка за гиперзвук
Россия пытается перехватить эстафету гонки вооружений с США, как это и было во времена холодной войны. И в сфере ракетных технологий теперь гонка идет за гиперзвуковые ракеты, способные наносить высокоточные удары за считанные минуты в любой точке мира. Гиперзвуковыми ракетами можно уничтожить пусковые установки баллистических ракет противника, его штабы, центры управления войсками и другие стратегические цели. При этом у противника нет возможности защититься от такого удара. Технологий, которые бы позволяли перехватить гиперзвуковые ракеты, еще нет. Все это позволит победителю в гонке за гиперзвук получить невероятное преимущество над противником и полностью обезоружить его ядерные силы.
Такую концепцию в Пентагоне вынашивают уже с десяток лет, назвав ее «Быстрый глобальный удар». Согласно этому плану, американские военные должны иметь возможность в течение одного часа нанести удар в любой точке мира, полностью обезвредив противника без массового использования ядерного оружия. Для этого в США активно испытывают целую серию гиперзвуковых ракет. Самой успешной стал проект Boeing X-51. Эта гиперзвуковая ракета оснащена уникальным двигателем, способным работать на скоростях, превышающих скорость звука в 5 раз.
Аналогичные разработки ведет и Россия. Так, Дмитрий Рогозин, заместитель председателя правительства РФ, в 2014 году назвал такое оружие «умной пулей», подробно описав все сложности технологии и ее плюсы. «Возьмем, например, гиперзвук, гиперзвуковые технологии. Это же уникальная по сложности задача. Это проблема многоплановая, которая требует аккумулирования усилий сразу нескольких академических институтов. Но для этого создается лаборатория, для того, чтобы эти проблемы решать. По некоторым изделиям мы уже сейчас ведем испытания. Назову вам просто такое направление — это реактивная снайперская винтовка, понимаете, это уникальная вещь. Вот всегда говорили: пуля — дура, штык — молодец. Так вот, речь идет о создании умной пули. И могу вам сказать, у нас есть уже демонстрационные образцы, и мы уже испытываем это оружие. И этим занимается фонд перспективных исследований», — рассказал Дмитрий Рогозин.
Прогресс США
Пентагон достаточно подробно описывает все свои успехи и неудачи в разработке гиперзвуковых ракет. Так, на сегодня в США заявляли о разработке как минимум пяти гиперзвуковых летательных аппаратов: X-43, X-51, Falcon HTV-2, AHW и ArcLight. Из всех разработок наиболее успешным оказался проект NASA, в виде небольшого тестового аппарата X-43. В 2004 году он установил абсолютный рекорд скорости — около 11 000 км/ч. Но это был небольшой аппарат, главной задачей которого был лишь сбор данных.
Эта же компания разрабатывает гиперзвуковой самолет SR-72, который сможет достичь скорости около 7000 км/ч и будет использовать революционные двигатели, особенностью которых станет возможность стабильно работать вне зависимости от скорости полета. В Пентагоне сейчас не спешат называть точные сроки окончания всех работ, назвав лишь приблизительные — между 2020 и 2030 годом.
Наработки РФ
В России также не скрывают факт разработок ракет, способных лететь на гиперзвуке, но показывать свои наработки не спешат. Так, пока речь идет лишь о неком «проекте 4202» или Ю-71, который запускается с помощью баллистической ракеты УР-100, после чего аппарат достигает скорости до 11 000 км/ч и может маневрировать перед ударом. Всего было совершено порядка 3-4 пусков, последний из которых, как считают западные аналитики, прошел в феврале 2015 года. Таким образом, Ю-71 скорее является головной частью баллистической ракеты, которая может быть оснащена ядерным зарядом. В качестве носителя Ю-71 предлагают использовать тяжелую баллистическую ракету «Сармат», но пока она существует только на бумаге. Срок реализации проекта, по заверениям Кремля, 2025 год.
А последняя открытая информация о российских гиперзвуковых возможностях относится к 90-м годам, когда на фоне либерализации России ее оборонные предприятия, ради выживания, пытались продать свои наработки Западу. Так, известность получил проект «Игла», который был продемонстрирован на аэрокосмической выставке МАКС-99. Этот аппарат, длинной около 8 метров, по данным разработчика КБ «Радуга», мог достигать скорости 6000-14000 км/ч и лететь 7-12 минут. Тогда же отмечалось, что для самостоятельного полета «Игла» не предназначена, а в виде разгонной ракеты должен выступать ракетоноситель «Рокот», он же гражданская версия ракеты УР-100, которая сейчас разгоняет Ю-71. На других выставках разработчик гиперзвуковых ракет, позабыв в вихре 90-х о секретности, демонстрировал и другие разработки. В том числе ракету Х-90/ГЭЛА, которая могла лететь со скоростью 4000-6500 км/ч на дальность до трех тысяч километров.
Также стоит оговорить, что России достались наработки по целому ряду проектов, которые были осуществлены только на бумаге. Например, перед развалом СССР родился проект «Аякс» с совершенно фантастическими даже для XXI века характеристиками. Так, «Аякс» должен был двигаться позади облака плазмы. Таким образом, учитывая привычку России воскрешать еще советские разработки и выдавать их за новые творения, как это произошло в случае с крылатой ракетой «Калибр», вполне возможно, что за таинственным Ю-71 скрывается публично продемонстрированная еще в 90-х годах ракета типа «Игла».
Готовность российской «военки»
В любом случае, если принять на веру информацию об успешных пусках Ю-71, Кремль также продвигается в создании своих гиперзвуковых ракет. Но против него играет серия важнейших факторов, которые могут поставить крест даже на возможности России участвовать в гонке за гиперзвук. Еще несколько лет назад о реальном состоянии военных технологий откровенно говорил Сергей Чемезов, руководитель государственной корпорации «Ростехнологии», которая отвечает за научные разработки для «военки». По его словам, только 15% применяемых российскими предприятиями технологий соответствуют мировому уровню, основные производственные фонды изношены на 70%, темп обновления оборудования составляет около 3-4%, хотя морально устаревшее уже достигло 80%, говорилось в отчете Чемезова перед депутатами Госдумы, который он озвучил в начале 2009 года.
Разумеется, благодаря огромным ценам на нефть Россия смогла частично улучшить состояние своей военной машины между 2010 и 2013 годами, а также проводила активное сотрудничество со странами Запада. Так, у Франции был заказан скандально известный вертолетоносец «Мистраль», у Израиля приобретались готовые беспилотники и покупались технологии по их созданию. У Запада Кремль активно покупал и самый главный компонент любого высокоточного оружия — электронную начинку. В итоге, по состоянию на октябрь 2014 года, до 90% всех электронных компонентов в российской военной промышленности были западного производства. Об этом открыто заявил руководитель одного из российских оборонных предприятий «КБТЭМ-ОМО», которое специализируется на выпуске оружейной электроники, Владимир Зуев.
В итоге, 2016 год Россия встречает под действием санкций, включая запрет на передачу военных технологий и продукции, а также цены нефти, которая колеблется в районе 30 долларов за баррель. И в этой ситуации Кремлю в любом случае будет достаточно сложно продолжать попытки соперничать с США в разработке новейших типов оружия. А получив «гиперзвук», США будет в состоянии лишить Кремль его главного козыря — баллистических ракет. Одна такая возможность обеспечивает огромный перевес как в военной, так и в дипломатической сфере.
Кроме того Кремлю необходимо поддерживать и модифицировать текущий арсенал, особенно в части военно-воздушных сил, в которых Россия отстает от США как по количеству, так и по качеству самолетов. Так, если напрямую сравнивать все истребители США и РФ, то Пентагон обладает практически трехкратным преимуществом.