В понедельник, 1 февраля, в Берлин снова приедет президент Украины. С канцлером ФРГ Ангелой Меркель (Angela Merkel) Петр Порошенко встречается регулярно, и главная тема переговоров всегда одна и та же: ход реализации минских договоренностей, достигнутых без малого год назад — 12 февраля 2015 года.
На переговорах в этот раз, говорят в Берлине, канцлер и президент намерены обсудить трудности, которые препятствуют выполнению целого ряда пунктов тех договоренностей. Более конкретно об этом пойдет речь на очередной встрече министров иностранных дел стран «нормандского формата» (Россия, Украина, Франция и Германия), которая состоится ближе к первой годовщине минских соглашений.
Посол уполномочен заявить
О позиции украинской стороны можно судить по заявлениям, с которыми выступил посол Украины Андрей Мельник в интервью столичной газете Berliner Zeitung за несколько дней до приезда Петра Порошенко. Мельник, в частности, назвал «абсурдными» российские утверждения о том, что именно Украина ответственна за то, что минские договоренности до сих пор не реализованы. По его словам, процесс блокируют «управляемые Россией сепаратисты» на востоке Украины.
Посол считает правильным увязывать отмену санкций с реализацией минских договоренностей в полном объеме, а отказ от такого подхода называет «фатальным», а также приводит в пример историю санкций в отношении Ирана.
О санкциях — через полгода
В словах высокопоставленного украинского дипломата звучит явная критика немецкого правительства. Как оно отвечает на упрек, что Берлин, мол, перестал столь же решительно, как прежде, оказывать давление на Москву?
Официальный представитель МИД ФРГ Мартин Шефер (Martin Schäfer) не разделяет точку зрения посла, считая, что Германия и Франция по-прежнему выступают в роли посредников в деле урегулирования конфликта на востоке Украины. Шефер уверен в том, что «никто в немецком правительстве не снижает нажим на конфликтующие стороны, в том числе, на Москву».
Он напомнил о том, что как раз в последние дни переговоры в Москве и Киеве вновь вели внешнеполитический советник канцлера и статс-секретарь министерства иностранных дел. Но преодоление этого конфликта, добавил Шефер, возможно только в том случае, «если обе стороны, Россия и Украина, их правительства будут готовы придерживаться минских договоренностей и воплощать их в жизнь».
Неизменной остается, по его словам, и позиция ЕС, согласно которой об отмене санкций в отношении России можно будет говорить только после полной реализации Минска-2, а не поэтапно. Так что сейчас обсуждать эту тему преждевременно, тем более, напомнил Шефер, санкции уже продлены до конца июля. «У нас есть еще полгода, — заметил он, — и этого времени предостаточно для достижения существенного прогресса в деле реализации минского процесса».
Nord Stream-2 под вопросом
В интервью Berliner Zeitung Андрей Мельник высказался и еще по одной теме, которая, судя по всему, серьезно беспокоит украинское правительство. Речь идет о плане удвоить мощности североевропейского газопровода из России в Германию за счет сооружения Nord Stream-2, что позволит «Газпрому» практически полностью отказаться от транзита своего газа в Европу через территорию Украины.
Посол назвал этот проект «антиукраинским», подсчитал, что в результате его реализации Украина будет терять по два миллиарда долларов в год транзитных сборов. «Как может Германия объяснить, что она хочет помогать Украине и одновременно претворять в жизнь такой проект», — спрашивает посол. В самом деле, как?
Риторический вопрос посла корреспондент DW переадресовал в министерство экономики. Его представитель ответил, что Nord Stream-2 — это и одна из тем визита возглавляющего это министерство вице-канцлера Зигмара Габриэля (Sigmar Gabriel) в эту пятницу, 29 января, в Варшаву, которая, как известно, к этому проекту относится не менее критично, чем Киев.
Ранее же Габриэль неоднократно указывал на три условия, при соблюдении которых может быть построен второй газопровод по дну Балтийского моря. Первое из них, указал представитель Минэкономики, заключается в сохранении и после 2019 года транзита газа через Украину, второе — в гарантированном обеспечении энергетической безопасности стран Восточной Европы, и третье — в соответствии всего проекта правовым нормам ЕС.
Кроме того, подчеркивают в Минэкономики ФРГ, проект Nord Stream-2 пока находится только на самой начальной стадии, не решена проблема финансирования, а фирмы-участницы еще не приняли окончательных решений.