Министерство финансов США, как в прошлый понедельник сообщил его представитель, считает президента России коррумпированным. В свою очередь, Следственная комиссия Великобритании в докладе об отравлении бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко в ноябре 2006 года в Лондоне констатировала, что это убийство мог утвердить Путин. Британский премьер-министр Дэвид Кэмерон заявил, что убийство Литвиненко было «поддержано государством».
Как действовать западным странам? Введенные в отношении России после вторжения на Украину санкции можно было бы отменить уже в течение ближайших месяцев, считает госсекретарь США Джон Керри. Франция надеется, что санкции будут отменены нынешним летом, сказал министр экономики этой страны Эммануэль Макрон.
Свое понимание логики отмены санкций на другом уровне принятия решений пытался обосновать в беседе с Латвийским телевидением член комиссии Сейма по международным делам Сергей Потапкин, который представляет заключившую договор о сотрудничестве с путинской «Единой Россией» партию Saskaņa («Согласие»): «Если есть хотя бы небольшая позитивная динамика, ее нужно поддержать».
Под этим вряд ли подразумевается позитивная динамика отношения Запада к правителю России, в оценке которого продолжает идти на убыль мышление на уровне пожеланий и все больше становится сурового реализма. Что касается динамики на востоке Украины, то предварительное условие для отмены санкций — выполнение Минского соглашения — до сих пор отсутствует. И никакая другая динамика санкции не отменит.
Санкции — не самоцель
Заявления Следственной комиссии Великобритании и финансового ведомства США о Путине, с одной стороны, и высказывания госсекретаря США и министра экономики Франции о санкциях — с другой, — это совпадение по времени проявлений напрямую не связанных друг с другом процессов. Доклад британских судей является результатом длившегося почти десять лет расследования, а тот факт, что все больше правительств — или, по меньшей мере, отдельных политиков Запада — готовы называть режим Путина своим именем, не противоречит желанию достичь урегулирования на востоке Украины.
Такие надежды из уст западных политиков звучат не впервые. И в канун Нового года в Европе гадали, отменят ли санкции против России в январе.
Но, во-первых, санкции США и ЕС это не принятая в одночасье и не подлежащая одновременной отмене целиком сделка. Первые санкции западные государств и организации ввели в марте 2014 года сразу после аннексии Крыма. Уже в апреле того года последовала новая волна санкций, а их третий этап начался в июле в ответ на агрессию России на востоке Украины. Перечень санкций постоянно дополнялся.
Во-вторых, в марте 2015 года ЕС решил увязать отмену санкций, или, вернее — их непродление с выполнением достигнутого в Минске Украиной, Россией, Германией и Францией соглашения об урегулировании на востоке Украины. Таким образом, страны-члены ЕС каждые шесть месяцев должны принимать решение не об отмене или неотмене санкций, а оценивать, выполнены ли минские договоренности. Если нет — санкции автоматически продолжаются еще шесть месяцев. А санкции, связанные с аннексией Крыма, останутся в силе в любом случае.
Нынешние надежды на скорое прекращение части санкций, очевидно, связаны с желанием России найти какой-то выход из созданного ею тупика на востоке Украины. Кремль еще в прошлом году отказался от первоначального проекта «Новороссия» — присоединения оккупированных территорий восточной Украины к России. В конце прошлого года были заменены и лидеры сепаратистов Донецка и Луганска, и ответственные за восточноукраинскую операцию в Москве. Теперь Путин ищет урегулирование ситуации, которое позволит сократить прямые затраты на войну, а также уменьшить влияние санкций Запада на российскую экономику.
Еще с самого начала введения санкций ЕС заявил, что их цель не наказать Россию, а добиться изменения политики России. Можно констатировать, что санкции достигли цели, и можно надеяться, что России в конце концов придется выполнить предварительное условие для их отмены. И с точки зрения интересов Латвии санкции важны не как наказание России, а как одно из средств для уменьшениях создаваемых Россией угроз.
Изменение языка и политики
Перемены в российской политике по восточной Украине вовсе не будут означать изменение сути режима Путина, скорее наоборот — он будет становиться все более враждебным по отношению к демократическому миру Запада. В новой доктрине национальной безопасности России, которую Путин утвердил в конце прошлого года, НАТО впервые после окончания холодной войны названо угрозой.
Сейчас, по крайней мере, можно сделать вывод, что Запад все яснее осознает создаваемую Россией угрозу для международной безопасности, и наряду с тем, что вещи называются своими именами, реализуются также соответствующие мероприятия для предотвращения угрозы. В обновленной версии военной стратегии США в Европе в качестве главного приоритета обозначено «сдерживание агрессии» «реваншистской» России.
В свою очередь, Международный уголовный суд в среду решил начать расследование совершенных во время российско-грузинской войны 2008 года военных преступлений. Это первый случай в истории данного суда, когда состоится расследование совершенных Россией преступлений, и впервые расследование будет проведено в отношении конфликта за пределами Африки.
Похоже, перемены в военной стратегии США в Европе и решение Международного уголовного суда лучше характеризуют изменение отношения международного сообщества к режиму Путина, чем очередные разговоры о надеждах дождаться от России такого серьезного изменения политики, чтобы можно было отменить введенные против нее санкции.
В июле, когда закончится очередной шестимесячный срок санкций ЕС, в Варшаве состоится совещание руководителей государств-членов НАТО, на котором будет приниматься решение о дополнительных мерах по обеспечению безопасности в Европе, в частности, о постоянном размещении тяжелой военной техники в Балтийском регионе. Позитивное решение по этому вопросу для безопасности Латвии будет важнее, чем «наказание» российской экономики. К тому же, если Россия выполнит предварительное условие для отмены санкций, в выигрыше от урегулирования кризиса на востоке Украины окажется вся Европа, в том числе и Латвия.
Пока слишком рано гадать, что до июля Кремль придумает предпринять на Украине, в Сирии и других местах, и поэтому вместо отмены санкций западных стран возможно их усиление. Однако то, что Путин назван коррумпированным заказчиком убийства, позволяет прогнозировать стремительную эрозию иллюзий и надежд Запада, а вместе с этим и действия, соответствующие новому пониманию реалий.