Премьер-министр Японии Синдзо Абэ (Shinzo Abe) намерен как можно быстрее посетить Россию. В мае этого года Япония возглавит саммит G7, который пройдет в Исэсима. По всей видимости, Япония хочет воспользоваться своим положением для того, чтобы углубить диалог с Россией и развивать переговоры по «северным территориям».
Изначально предложение о неофициальном визите Абэ в Россию внес президент Путин. Поскольку визит президента Путина в Японию так и не удается осуществить, Россия предложила собственный вариант. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что президент Путин позитивно настроен на японо-российский диалог.
На самом деле, появились перспективы для того, что российская дипломатия будет отдавать больший приоритет Японии. Во-первых, это связано с международной изоляцией России, вызванной украинским кризисом.
В прошлом году российская экономика продемонстрировала отрицательный рост под влиянием низких цен на нефть и экономических санкций.
Профессор МГИМО Дмитрий Стрельцов выражает следующее мнение: «Конфронтация с западными странами уже достигла своих пределов. Сейчас некоторые представители власти считают, что для того, чтобы пошатнуть антироссийскую позицию западных стран, необходимо развивать отношения с Японией».
Во-вторых, Россия опасается попадания в чрезмерную зависимость от Китая. Для того, чтобы сохранить баланс в азиатской дипломатии, необходимо учитывать отношения с Японией.
Дело в том, что Россия разочаровалась в сближении с Китаем: экономические отношения с ним не приносят ожидаемых доходов. «В связи с западными санкциями мы возлагали большие надежды на китайский капитал, однако КНР ставит слишком жесткие условия», — отмечает представитель одного из крупных российских банков.
Изначально Китай должен был внести авансовый платеж для строительства газопровода, который соединит восточную Сибирь с Китаем, однако сейчас Россия занимается этим проектом на собственные деньги. По мнению заведующей отделом нефтегазового комплекса Института энергетических исследований РАН Татьяны Митровой, Китай предложил не аванс, а займ под высокие проценты, поэтому Россия была вынуждена отказаться.
Кроме того, дипломатическая позиция президента Путина, гордящегося своим влиянием на международной арене, будет способствовать председательству Японии на саммите G7. Заведующий сектором экономики и политики Японии в Институте Мировой Экономики и Международных Отношений Виталий Швыдко говорит следующее: «Президент Путин придает особое значение встречам и визитам на высшем уровне. Благодаря этим визитам и встречам подтверждается его влияние в международной политике».
Тем не менее все это не означает, что в переговорах по «северным территориям» будет прогресс. «Мирный договор с Японией не должен стать “синонимом” решения территориального вопроса о Южных Курилах». Эти слова министра иностранных дел России Сергея Лаврова подтверждают этот тезис. Лавров даже заявил о том, что Россия и Япония мирно сосуществуют, поэтому он не ощущает отсутствие мирного договора.
При этом министр иностранных дел России выразил намерение продолжить территориальный диалог, заявив, что Москва не настроена уходить от решения проблем. Тем не менее Кремль выдвинул слишком жесткие условия:
1) Советско-японская декларация 1956 года является «единственным документом», подписанным двумя странами. В соответствии с этой декларацией после подписания мирного договора Японии должны быть преданы Хабомаи и Шикотан.
2) Эта декларация является знаком добрых намерений. Другими словами, она признает, что четыре острова перешли России по результатам Второй мировой войны.
3) Если Япония не признает результаты Второй мировой войны, подвижек по переговорам не будет.
4) Необходимо развитие отношений в дипломатической и других сферах для того, чтобы проблема была решена как можно быстрее. Россия хочет, чтобы Япония продемонстрировала собственную дипломатию, которая не будет зависеть от США.
В Японии в отношении президента Путина настроены более оптимистично: многие считают, что он не настолько жесткий, как министр иностранных дел Лавров, однако в настоящий момент вся власть находится в руках у Путина. Я думаю, слова Лаврова отражают мнение президента.
«Когда Путин стал президентом в 2000 году, он хотел в течение нескольких лет закрыть все территориальные вопросы. Сейчас таких целей нет. Ситуация стала жестче. Если Япония примет российские условия и согласится только на два острова, Россия сможет это сделать вне зависимости от общественного мнения, однако в этом случае Японии придется заплатить соответствующую цену», — предполагает Швыдко.
Что же это за цена? «Сейчас экономические отношения вторичны. Важнее, чтобы Япония дистанцировалась от западных стран и признала роль России на международной арене; чтобы она рассматривала Россию в качестве равноправного партнера при решении мировых и азиатских проблем». То есть проблемы стали более глубокими.
«Изначально президент был готов решить территориальную проблему в соответствии с декларацией 1956 года. Поскольку сейчас Японию не устраивает этот вариант, Россия продолжает проводить в отношении нее неясную политику, исходя из текущей ситуации», — говорит профессор Стрельцов.
В будущем месяце пройдут российско-японские переговоры на уровне замминистров иностранных дел. Предполагается, что стороны обсудят визит премьера Абэ в Россию. Главам обеих стран важно поддерживать доверительные отношения, однако если проводить встречи, не выработав четкую политику, Россия будет использовать Японию в своих интересах.