Высший оппозиционный комитет по переговорам завис между молотом и наковальней, пока наконец сирийская оппозиция не приняла сложное для себя решение — ехать в Женеву. Однако перед лицом зловещего режима и равнодушного мира она практически бессильна.
Оппозиции ничего не остается, кроме как перейти к требованиям гуманитарного характера: призвать мировое сообщество оказать помощь исстрадавшемуся сирийскому народу или хотя бы выполнить положения резолюции СБ ООН 2254, обеспечив продовольствием и другой гуманитарной помощью города и населенные пункты Сирии, которые находятся под контролем режима Башара Асада (организация «Врачи без границ» объявила вчера о гибели 16-ти человек от голода в сирийском городе Мадая). Резолюция СБ ООН также призывает Россию прекратить убийство мирных сирийских граждан. Воздушные атаки ее военных самолетов помогают асадовским баррельным бомбам разрушать дома и убивать граждан — и сокращать территории, контролируемые оппозицией.
Оппозиционный комитет, как и другие оппозиционные группы, понимает, что мир сегодня смотрит на сирийскую проблему только с точки зрения огромного потока беженцев, хлынувшего в Европу, или с точки зрения террористов, которые проходят подготовку в рядах ИГИЛ, а потом сеют ужас в мировых столицах. Многочисленные требования, выдвинутые к оппозиции, склоняют ее к тому, чтобы отказаться от своей поездки в Женеву, по крайней мере до тех пор, пока Асад не озвучит приемлемые предложения, например, позволит осуществить доставку продовольствия в бедствующие регионы. Однако пока сирийский режим в отношении неподконтрольной ему территории придерживается политики «либо голодайте, либо сдавайтесь!».
В то же время отказ от участия в переговорном процессе будет иметь негативные последствия, особенно в отсутствии покровительства со стороны американцев. Несмотря на данное в 2012 году администрацией Барака Обамы обещание отстранить Башара Асада от власти в Сирии, сегодня «американский каток» сошел на нет. Асад получил возможность полноценно участвовать в формировании Правительства народного единства, более того, ему обеспечена главная роль в этом процессе. Джон Керри ставит сирийских оппозиционеров перед фактом: позиция по сирийскому урегулированию кардинально изменилась. При этом он забывает, как совсем недавно президент его страны заявлял, что «Асаду нет места в будущем Сирии после того, как он утопил в крови 300 тысяч сирийцев».
Теперь не удивительно, почему в социальных сетях получил массовую поддержку хештег #KerryTheShabih («призрачный Керри»). Он стал ответом на то, что госсекретарь США переметнулся на сторону Асада в вопросах сирийского урегулирования. В переговорах с сирийскими оппозиционерами Керри ведет себя как пресс-секретарь Асада, русских и иранцев, транслируя их позицию по поводу возможного выхода из сирийского кризиса.
Худшее, что может случиться в Женеве, — если сирийская оппозиция будет вынуждена уступить Асаду и смириться с его участием в президентских выборах в стране. Это будет означать полное поражение после пяти лет войны, разрушений и крови. Пойдет ли на это оппозиция? А главное, кто выступит гарантом выполнения соглашений между режимом и оппозиций, если таковые состоятся?
Что касается других участников сирийского урегулирования, то они считают необходимым ускорить процесс, дабы решить наконец проблему потока беженцев и террористической угрозы в мире. Но любое несправедливое решение, на которое будут вынуждены пойти сирийцы, приведет к последующим десятилетиям и даже векам нестабильности в Сирии и в регионе. Это сыграет на руку ИГИЛ и прочим террористическим организациям, которые свято верят в то, что «их террор» — это единственный способ противостоять «террору Асада и его сторонников».