В последнее время все чаще попадаются мнения о том, что Китай не видит никаких перспектив улучшения экономической ситуации в России: Россия находится в тотальной зависимости от КНР, китайско-российские торгово-экономические связи «катятся под горку», у межгосударственных отношений двух стран нет будущего и т. д.
Никому не известно, где только находятся основания для подобных мнений. Однако совершенно ясно, что и Китай, и Россия решительно и уверенно развивают равные и взаимовыгодные отношения на основе взаимоуважения и общего выигрыша, всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. Межгосударственные связи способны пройти проверку на прочность перед любыми вызовами.
«Наши отношения на самом деле являются наилучшими за всю историю развития связей между нашими странами и народами», — недвусмысленно заявил накануне министр иностранных дел России Сергей Лавров на пресс-конференции по итогам 2015 года, говоря о развитии китайско-российских контактов.
Стратегический характер, особая значимость и прагматизм китайско-российских отношений неоспоримы. Три года назад, в марте 2013 года, первую свою зарубежную поездку на посту председателя КНР Си Цзиньпин совершил именно в Россию, с тех самых пор занавес дипломатии Китая после XVIII всекитайского съезда КПК можно считать открытым. Высокое стратегическое значение, которое придает Пекин развитию отношений с Москвой, весьма очевидно: за три года Россия стала страной, визиты Си Цзиньпина в которую принесли наиболее значимые плоды.
Встречи между председателем Китая Си Цзиньпином и президентом России Владимиром Путиным проводятся все чаще. Только за один 2015 год главы государств встречались 5 раз. Лидеры разработали стратегические планы касательно направления развития межгосударственных отношений и сотрудничества по важным проектам, что на руководящем уровне служит гарантией высокоэффективного функционирования двусторонних отношений.
Как заявил глава МИД России С. Лавров, у России ни с одной другой страной нет такой разветвленной сети механизмов сотрудничества, как с Китаем.
Невозможно отрицать, что в минувшем году китайско-российский товарооборот продемонстрировал очевидное снижение. Согласно данным Главного таможенного управления КНР, в 2015 году общий объем двусторонней торговли составил 422,73 млрд юаней, что на 27,8% ниже показателя предыдущего года.
Однако не стоит беспокоится по поводу данного показателя, ведь важно понимать, что снижаются объемы торговли не только между Китаем и Россией: глобальная экономика в целом переживает период трансформации, а международная торговля продолжает идти на спад. При этом экономика России испытывает огромное давление из-за западных санкций и снижения мировых цен на нефть, а китайская экономика вступает в «период новых реалий» и сталкивается с большими рисками замедления темпов роста.
Но даже в этих трудных условиях в торгово-экономических связях между Китаем и Россией все же отмечаются заметные успехи: темпы роста импорта в Китай российского сырья, в том числе нефти и железной руды, измеряются двузначными цифрами. Доля Китая в структуре внешней торговли России увеличилась с 11,3% в 2014 году до 12% что свидетельствует о повышении коммерческой взаимозависимости двух стран.
«На самом деле, важным достижением в китайско-российском торгово-экономическом сотрудничестве в 2015 году, помимо углубления взаимодействия по ряду крупных проектов, является начало практической состыковки стратегий развития двух стран», — отметила старший научный сотрудник Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Академии общественных наук Китая Ли Цзяньминь, имея в виду подписание документа о сопряжении китайской инициативы «Один пояс, один путь» /«экономический пояс Шелкового пути и морской Шелковый путь XXI века»/ с российской инициативой строительства Евразийского экономического союза.
Посол КНР в России Ли Хуэй на днях в интервью международному информационному агентству «Россия сегодня» также подчеркнул, что снижение показателей двусторонней торговли России и Китая является временным явлением. «Китай и Россия обладают крупными экономиками и высокой степенью комплементарности в промышленности, а также большими рынками, и, что особенно важно, сильным стремлением к двустороннему сотрудничеству и уже отлаженными механизмами сотрудничества», — заявил посол, отметив, что он с оптимизмом относится к перспективам развития китайско-российских торгово-экономических связей.
Глава внешнеполитического ведомства России также не считает, что китайско-российские экономические связи «катятся под горку». «Нынешний экономический кризис сказывается на стоимостных объемах, но физические объемы у нас не уменьшаются, а нарастают», — заявил Лавров. Он отметил, что у России и Китая множество планов, «которые помимо энергетики, помимо чисто углеводородных совместных проектов касаются высоких технологий — в атомной энергетике, космической и авиастроительной областях».
Кроме сотрудничества в политической и торгово-экономической областях, гуманитарные обмены между Китаем и Россией продвигаются вполне успешно: вслед за годами России в Китае и Китая в России, годами национальных языков, годами туризма, годами дружественных молодежных обменов, начинают проводиться мероприятия в рамках годов СМИ Китая и России.
«Друг познается в беде», — гласит древняя пословица. Мудрость и дальновидность лидеров, дружелюбие и взаимопонимание народов Китая и России непременно сделают двусторонние отношения дружбы и сотрудничества между соседями достаточно крепкими, чтобы они могли выстоять перед лицом любых вызовов.