Казначейство США внесло еще пять российских чиновников в «список Магнитского», целью которого является наказание нарушителей прав человека в России. Список является продуктом так называемого Закона Магнитского (Акта о верховенстве закона имени Сергея Магнитского), принятого в США в 2012 году. Основой для принятия закона стало убийство в 2009 году бухгалтера и аудитора Сергея Магнитского, подвергшегося избиениям, а затем погибшего в одной из московских тюрем, где он провел к тому времени немногим менее года.
С учетом внесенных в него пяти новых имен, о чем было официально объявлено в Вашингтоне 1 февраля, список включает 39 российских чиновников. Состоящим в санкционном реестре лицам запрещается въезжать в США или пользоваться услугами американской финансовой системы.
«Четверо из пяти [чиновников] имеют прямое отношение к проследованию и смерти Сергея Магнитского, — заявил во время состоявшейся 1 февраля телеконференции представитель Госдепартамента США. — Пятый замешан в дурном обращении — вообще-то, пытках — чеченского правозащитного активиста».
Самым заметным из пяти является Алексей Аничин, ранее занимавший пост замминистра внутренних дел и давший в свое время добро на заведение дела против Магнитского. Также в список попали Павел Лапшов, следственный департамент которого утверждал, что виновным в раскрытом Магнитским коррупционном сговоре является работодатель самого Магнитского; Борис Кибис, следователь, утверждавший, что Магнитский никогда не подвергался пыткам; и Олег Уржумцев, замешанный в ведении дела против Магнитского уже после смерти последнего.
Кроме того, в пятерку вошел Евгений Антонов, бывший глава Чернокозовской тюрьмы в Чечне, хотя он не имел прямого отношения к делу Магнитского. «Эта тюрьма пользуется дурной славой, — отметил американский чиновник. — Кроме конкретного дела чеченского правозащитника, это учреждение известно регулярным применением пыток, что было детально задокументировано несколькими правозащитными группами».
Кремль пока не отреагировал на расширение списка. Еще один американский чиновник выразил надежду, что расширять список больше не придется.
«У Закона Магнитского нет срока истечения, и мы постоянно следим за ситуацией, оценивая наличие необходимости включения в список новых лиц. Но временных рамок по внесению в него дополнительных имен нет, — заявил во время телеконференции 1 февраля высокопоставленный американский дипломат. — Мы продолжим заниматься делом Магнитского, в связи с чем могут появиться новые имена. Но мы надеемся, что в этом не будет надобности, если ситуация в России в сфере прав человека улучшится, и закон станет "мертвой буквой"».