Появление на российской авиабазе в Сирии новейших истребителей Су-35С вызвало заметное оживление в российской прессе, особенно после того, как об этом написали несколько крупных западных изданий.
В частности, о том, что Россия направляет на Ближний Восток новейшие самолеты, написали германский Stern и американское издание National Interest (орган американского Никсоновского центра). Последний процитировал слова высокопоставленного чиновника Пентагона, назвавшего эти истребители «отличными и опасными самолетами, особенно если Россия построит их в большом количестве».
Чиновник сравнил Су-35 с американскими самолетами, в частности F-15C и F/A-18E, сказав, что у них будет «по горло забот с ними». Stern также очень лестно отозвался о достоинствах Су-35, назвав его лучшим истребителем после американского F-22.
Однако, несмотря на то, что анализ сводился, в основном, к сравнению с американскими самолетами, большинство изданий считает, что главной причиной появления истребителей в Сирии стало напряжение в отношениях Турции и России.
Российские эксперты также считают, что использование Су-35 в боевой обстановке является, с одной стороны, его испытаниями, с другой — рекламным ходом, поскольку самолет активно продвигается на международном рынке вооружений.
Усиление авиагруппы
Отношения между Россией и Турцией обострились после того, как в конце ноября турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик Су-24 на турецко-сирийской границе 24 ноября 2015 года.
Российский бомбардировщик был сбит турецким истребителем F-16C, и после этого инцидента Россия усилила свое военное присутствие в Сирии, а также изменила тактику применения ударных самолетов — теперь бомбардировщики и штурмовики во время боевых вылетов сопровождаются российскими и сирийскими истребителями.
На российской авиабазе дислоцировано четыре истребителя Су-30СМ, столько же Су-27СМ, а теперь к ним добавились еще четыре Су-35С.
Более того, когда Турция вновь обвинила Россию в нарушении своего воздушного пространства (Россия отвергает эти обвинения), речь шла уже о бомбардировщике Су-34, более современном самолете, созданном на базе истребителя Су-27 и имеющем возможность самостоятельно вести воздушный бой.
«Мы можем говорить об усилении сил, которые предназначены для завоевания господства в воздухе. Это безусловно военно-политический жест в сторону Турции», — сказал в интервью BBC военный обозреватель Ленты.Ру Константин Богданов, комментируя появление в Сирии Су-35С.
Он также отметил, что появление российских истребителей совпало по времени с усилением действий сирийских войск в провинции Алеппо, которая граничит с Турцией. Возможно, считает эксперт, Россия опасается вмешательства Турции в эту операцию.
«Появление четверки достаточно современных самолетов выглядит предупреждением [Турции], чтобы с воздуха там ничего не шевелилось», — сказал Богданов.
Исход непредсказуем
Однако, по словам Богданова, строить предположения об исходе боевого столкновения российских и турецких истребителей в небе невозможно. «На эту тему существует огромное количество расчетов разной степени ангажированности», — сказал он.
Главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов также сказал, что не стоит и пытаться проанализировать то, как могут развиваться события.
«Четыре самолета, даже если это F-22 будут, не делают погоды на фоне такого мощного противника, как Турция. К тому же мы все прекрасно понимаем, что сколько бы там Су-35, или Т-50, или Су-30, или Су-27 ни было, если российские и турецкие самолеты начнут друг в друга стрелять, неважно, какого качества и в каком количестве они будут, то явно все перейдет в иную плоскость. Тут уже характеристики отдельного самолета играют малую роль», — сказал эксперт.
Вместе с тем, он считает, что высокие характеристики Су-35 могут снизить риск в ситуации, аналогичной той, в которой был сбит Су-24.
Основой истребительного парка турецких ВВС являются истребители F-16C различных серий (модернизированных в соответствии с программами «блок-30», «40» и «50»), которые производятся по лицензии в Турции. Всего на вооружении ВВС до 240 таких истребителей.
Это довольно современные самолеты, особенно версии «блок-50», которая производится с начала 90-х годов и до сих пор.
Испытания
Эксперты считают, что при этом министерство обороны России, помимо задач усиления группировки, хочет еще и испытать Су-35, которые только начали поступать в войска, в реальных боевых условиях.
«Они явно будут использовать эту плотную воздушную обстановку, как с точки зрения воздушных целей, так и работы радиотехнических средств, в том числе средств радиоэлектронной борьбы, с тем чтобы проверить, как этот самолет ведет себя в такой плотной воздушной кампании», — сказал Константин Богданов.
По его словам, разработчиков самолета интересует работа бортовой РЛС, другого радиоэлектронного оборудования: «Как он обнаруживает типовые цели стран НАТО и как обнаруживают его?».
Андрей Фролов, в свою очередь, считает, что после операции в Сирии повысится и экспортный потенциал Су-35, поскольку этот самолет уже будет считаться проверенным в боевых условиях, что весьма ценится на рынке вооружений.
«С учетом того, что в 2015 году был первый экспортный контракт подписан, его участие в боевых действиях статус в глазах потенциальных клиентов повышает», — сказал эксперт.