В дипломатических кругах ходят слухи о том, что Владимир Путин готов заключить соглашение, которое положит конец инициированному им конфликту на Украине, чтобы освободить слабеющую российскую экономику от санкций Запада. В январе г-н Путин удивил всех, назначив двоих своих близких соратников ответственными за переговоры по вопросу о выполнении условий Минского соглашения. Однако пока неясно, действительно ли Кремль готов пойти на компромисс или же он просто пытается спровоцировать разлад среди правительств западных стран и переложить вину за дипломатический тупик на украинские власти. Г-на Путина необходимо проверить, но пока европейские правительства и администрация Обамы не предпринимают никаких шагов, чтобы поставить его в трудное положение.
Поведение министра иностранных дел России Сергея Лаврова указывает на то, что дипломатические шаги Москвы лишены искренности. В ходе одной из недавних пресс-конференций он заявил, что Евросоюз попал в ловушку США, когда согласился с тем, что снятие санкций должно быть напрямую связано с исполнением условий мирного соглашения, известного как Минск-2. По его словам, Украина расслабилась и ничего не делает, мешая Европе снять санкции, а Европа «больше не хочет быть заложницей этой ситуации».
На самом деле Россия и войска, которые она контролирует на востоке Украины, так и не выполнили первое и главное условие Минского соглашения — условие о прекращении огня. Вдоль линии фронта ежедневно происходят столкновения. Между тем, некоторые европейские правительства и деловые предприятия уже готовы поддержать версию Москвы. Они обвиняют правительство украинского президента Петра Порошенко в неспособности заручиться поддержкой парламента в вопросе внесения в конституцию поправок, которые предоставят большую степень автономии оккупированным Россией территориям, а также в отсутствии согласия в вопросе о том, как должны проходить выборы на этих территориях.
Г-н Порошенко не смог заручиться поддержкой в вопросе конституционных реформ в избранном демократическим путем парламенте Украины отчасти из-за нарушений режима прекращения огня и растущего числа жертв столкновений. Между тем, поддерживаемые Россией власти оккупированных территорий хотят, чтобы выборы проводились на таких условиях, которые превратят голосование в фарс, позволяющий узаконить их власть. В ходе переговоров с представительницей Госдепартамента Викторией Нуланд соратник Путина Владислав Сурков продемонстрировал некоторую гибкость, и это заставило некоторых американских чиновников заключить, что соглашение об исполнении условий Минска-2 возможно. Однако оно потребовало бы составления такого договора, в котором реформа конституции Украины шла бы рядом с выполнимыми планами по проведению выборов и восстановлению государственного контроля над границей с Россией.
Необходимый первый шаг — это полное прекращение огня и принятие мер для обеспечения безопасности, таких как размещение международных наблюдателей на всех участках контролируемых Россией территорий. Г-н Путин уже показал, что он может обеспечить прекращение огня, если он этого захочет: он сделал это в сентябре, когда российские войска отправлялись в Сирию. Вместо того чтобы давить на Украину, администрации Обамы следует убедить Евросоюз в необходимости заставить г-на Путина продемонстрировать готовность положить конец войне не словами, а действиями. Если он пойдет на это, тогда можно будет говорить о благоприятных условиях для заключения политического соглашения. Если нет, то все наконец поймут, кто на самом деле несет ответственность за замороженный конфликт на Украине.