Newsweek Polska: Россияне внезапно изменили трактовку правовых норм, и теперь до 15 февраля польские фуры должны покинуть Россию, а российские — Польшу. Почему это произошло?
Бартош Найман (Bartosz Najman): Раньше было так, что товары из Западной Европы привозились в польский логистический центр, а оттуда польские водители везли их в Россию с так называемыми двусторонними разрешениями, которых выдавалось очень много. В декабре российская сторона ввела новую интерпретацию правовых норм, так что теперь для значительной части перевозок требуется специальное трехстороннее разрешение.
— Как выглядят изменения?
— Раньше можно было пользоваться двусторонними разрешениями, неважно из какого европейского государства происходил товар, главное, что в РФ его везла польская компания. Сейчас россияне учитывают место происхождения товара и всю цепочку его перемещений. Например, если цитрусовые везли из Италии в логистический центр на польской территории, а оттуда — в Россию, никто не смотрел на место происхождения фруктов. Сейчас это тоже учитывается. Конечно, мы можем везти их со специальными разрешениями, но проблема в том, что выдается их крайне мало. Другой аспект — это сложные бюрократические процедуры, которые затрудняют получение таких специальных разрешений. Другими словами, по международному законодательству перевозка товара из Польши на территорию РФ должна быть разрешена на основании двусторонних разрешений, однако внутренние российские законы, призванные обслуживать интерес россиян, требуют трехсторонних.
— Кто тогда может возить в Россию эти цитрусы, которые мы взяли, как пример?
— Это ключевой вопрос, потому что сейчас — никто. Теоретически это может сделать итальянский производитель: нанять итальянского водителя из итальянской транспортной компании и получить специальное разрешение. Проблема в том, что европейские компании не хотят ездить на восток и не будут этого делать, так как для них — это доля процента экспорта. Россия — специфический рынок, но у нас появились фирмы, которые специализируются на сотрудничестве с востоком. Этот транспорт идет в основном из нашей страны, отсюда и проблемы.
— Изменение в законодательстве затрагивает и самих россиян, которые теперь не могут возить товары в Европу через Польшу.
— Я считаю, что от нынешнего конфликта больше страдают россияне, чем поляки. Почему? Более 90% польских товаров едут на запад, и всего несколько процентов — на восток. В свою очередь, весь российский экспорт, который направляется на запад, пересекает нашу страну. Из-за политических проблем россиянам закрыт путь через Украину и Турцию.
— В ходе переговоров россияне могут говорить разные вещи, но за транзит товаров через Финляндию придется платить транспортным компаниям, а не депутатам. Это должно быть рентабельно, что маловероятно при невыгодном курсе рубля. Если подсчитать стоимость перевозки из Москвы в Берлин через Финляндию, цены товаров окажутся непомерными. К этому нужно добавить время: дорога займет около недели.
— Зачем россияне ввели изменения, если они вредят этим сами себе?
— Проблемы в сфере транспортного сотрудничества с россиянами (с количеством разрешений, переговорами) неновы. Уже много раз бывало, что фуры стояли на границе, торговля замирала, а польские водители без разрешений даже не могли вернуться домой. Сейчас ситуация выглядит более цивилизовано: до 15 февраля они могут это сделать. Каждый раз после сложных и долгих переговоров обе стороны приходили к соглашению. Я думаю, так будет и на этот раз. Дополнительный козырь нам дает то, что россияне не могут возить товары через Украину. Проблемы с Россией — это элемент переговоров. Обе стороны понимают, что в итоге мы договоримся.
— Россия в этом сомневается. Москвичев заявил, что Польша ведет себя алчно и хочет подмять под себя все грузоперевозки из Европы, не давая россиянам заработать на их собственной территории. Он также отметил, что проблемы возникают только с Польшей, и если мы будем настаивать на своем, переговоры прекратятся.
— Российская сторона расширила трактовку законодательства без предварительного обсуждения, в один день выдавив нас с рынка. У других стран проблем нет из-за их географического положения. Просто большей частью перевозок между Западной Европой и Россией занимаются польские компании, так что другие страны для Москвы такого значения не имеют. Поэтому переговоры идут между нами.
— Договор прекратил действие в последний день января, до 15 февраля иностранные фуры должны покинуть Польшу и Россию. Что это означает?
— Грузоперевозки из Польши в РФ полностью прекращены. С начала февраля движение происходит только в одну стороны: польские фуры, которые до конца января доставляли товары на российскую территорию, возвращаются пустыми обратно. То же самое с российскими перевозчиками. Каждый день приносит убытки, которые измеряются миллионами злотых в сутки.
— А если в ближайшее время договоренностей достичь не удастся?
— Как я говорил, прежний опыт контактов с россиянами показывает, что удастся. Можно лишь гадать, на каких условиях, и произойдет ли это до 15 февраля.