Городские власти Риги прошлой осенью решили по-тихому убрать развешанные по латвийской столице билборды социальной рекламы в поддержку терпимости. Одним из факторов при принятии данного решения было недовольство некоторых гражданских групп тем, что к группам граждан, заслуживающим более терпимого отношения, на рекламных щитах были отнесены и геи.
Данный пример подчеркивает растущее влияние в Латвии организаций, пропагандирующих «традиционные ценности». Хотя эти группы невелики и функционируют за счет маленьких бюджетов, они добиваются все больших успехов в продвижении консервативных социальных установок, основным столпом которых является противодействие абортам и правам геев.
Цели этих групп, старающихся ограничить пагубное, по их мнению, влияние Запада, весьма схожи с социальными установками, пропагандируемыми президентом России Владимиром Путиным. Их деятельность показывает, что Латвия, являющаяся членом Евросоюза, ходит у края растущей по всей Европе культурной линии разлома, бросающей вызов некоторым основным принципам западной демократии.
Поддержка «традиционных ценностей» в Латвии объединяет политически очень различные слои общества, например, латвийских националистов и склоняющихся к Москве русскоговорящих. И те, и другие разделяют веру в святость традиционной семейной ячейки и страхи перед идущими из-за рубежа, в основном из Брюсселя и Вашингтона, идеями, которые угрожают перевернуть с ног на голову установившиеся понятия о стабильной и процветающей семье.
В числе наиболее заметных борющихся за «традиционные ценности» организаций находятся Asociācija Ģimene (общественное объединение «Семья»), Mūsu bērnu («Наши дети») и Dzimta («Род»). «Семья» концентрируется на латышскоговорящих и установила прочные связи с Национальным альянсом, принадлежащей к правому крылу политической партией, состоящей в правящей коалиции. Между тем объединение «Наши дети» концентрируется на проживающем в Латвии значительном русскоговорящем меньшинстве, составляющем примерно четверть населения страны. Эта организация близко связана с левой партией «Согласие», контролирующей рижские городские власти и рассматриваемой многими в качестве основной политической силы русскоговорящих в Латвии.
В этой сфере также появился ряд более мелких объединений, включая Sargāsim mūsu bērnus! («Защитим наших детей!»). Активисты этих организаций описывают наплыв западных убеждений и обычаев в темных цветах. Например, Саулюс Шейкис, тренер по боксу и соруководитель «Рода», считает, что западные ценности стремятся превратить человека в «овощ». Елена Корнетова, второй соруководитель «Рода», возмущена чрезмерным, на ее взгляд, вмешательством государства в семейные дела, в особенности в том, что касается наказания детей в семье. По ее мнению, у родителя есть право «шлепнуть ребенка по заднице» в качестве наказания, если это делается «из хороших побуждений».
«Есть разница между физическим наказанием с целью воспитания ребенка и жестоким обращением. Это разные вещи», — сказала она.
Группы вроде «Рода» и «Наших детей» выступают с критикой латвийских государственных структур, в некоторых случаях забирающих детей из семей, где, по мнению социальных работников, сложилась пагубная обстановка. Основатель «Наших детей» Алла Спришевская назвала подобное вмешательство формой «ювенального фашизма». Выбор слов Спришевской напоминает лексикон пропаганды Кремля, часто называющего своих оппонентов на Украине и других местах «фашистами».
Идеи, продвигаемые «Семьей» и прочими схожими объединениями, не пользовались особой популярностью до 2013 года, когда Россия приняла закон, запрещающий «пропаганду гомосексуализма», а Кремль начал агрессивно продвигать традиционные ценности в контексте своей политической конфронтации с врагами времен Холодной войны — США и странами Евросоюза. Примерно в это время стали заметными и группы, борющиеся с западными идеями.
Одна из новых организаций, «Защитим наших детей!», инициировала сбор подписей в поддержку проведения референдума о введении в Латвии схожего с российским запрета «гей-пропаганды». Удалось собрать почти половину из необходимых 30 тыс подписей, но потом дело застопорилось, т.к. этнические латыши потеряли интерес к данной инициативе, узнав, что в кампании за проведение референдума участвует скандальный прокремлевский политический активист Владимир Линдерман.
Хотя с момента вступления поправок в силу прошла половина учебного года, власти все еще не разработали директиву о том, что следует считать «аморальными» материалами. Представители объединений «Семья» и «Род» принимают участие в деятельности рабочей группе, ответственной за подготовку новых стандартов под эгидой Министерства образования.
Хотя «Семья», «Наши дети» и прочие объединения разделяют позиции, очень схожие со взглядами Кремля, нет доказательств того, что латвийские организации получают какую-либо помощь из России. Но, как показало участие Линдермана в инициативе о проведении референдума, судя по всему, некая закулисная координация действий, все же, имеет место.
Многие официальные лица в США и ЕС подозревают, что Россия тайком снабжает деньгами неправительственных активистов и политических лидеров на Западе с целью пропаганды традиционных ценностей. Судя по появившимся недавно сообщениям, американское правительство изучает тайную деятельность России с целью оказания влияния на некоторые западные политические партии.
Как минимум, российские государственные СМИ оказали значительную помощь относительно маленьким объединениям вроде «Наших детей» в распространении их идей. Одной из главных составных частей медиа-стратегии по пропаганде традиционных ценностей является подтасовка фактов и заявлений с целью создания и закрепления в сознании людей несправедливого отношения к определенным вопросам и лицам. Примером подобного служит миф о том, что инцест является распространенным явлением в Норвегии.
Например, прошлой осенью газета «МК-Латвия» опубликовала статью «Демократия с запахом педофилии«, в которой приводятся слова известного педиатра Петериса Клявы о том, что в Норвегии «ратуют за введение в начальных классах уроков, посвященных инцесту, и это для них норма». В статье также утверждается, что Инга Марте Тхурдкильдсен, министр по делам детей и гендерного равноправия Норвегии, назвала инцест социальной традицией.
Когда у Тхурдкильдсен спросили, знает ли она о заявлениях издания «МК-Латвия», она ответила по электронной почте: «Я в шоке от того, что Вы мне сообщили. Было бы ужасным, если бы я сказала что-либо подобное, или даже подумала об этом».
«На самом деле я сказала следующее: в Норвегии имеется острая необходимость информировать детей о том, что является нормальным, а что нет. Многие растущие в семьях, где они стали жертвами растления, сообщают, что многие годы считали это нормальным, считали, что родители или другие члены семьи имели право так поступать с детьми».
Схожее искажение информации и намерений имело место в отношении норм, разработанных Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Латвийское объединение «Семья» подвергло ВОЗ нападкам, заявляя, что разработанные этим учреждением нормы пропагандируют мастурбацию среди дошкольников. «Семья» и прочие группы в Латвии используют подобные искажения для борьбы за запрет программ полового воспитания в школах.
Финский детский психолог Раиса Каччиаторе (Raisa Cacciatore), принимавшая участие в разработке этих норм ВОЗ, отметила, что борцы за традиционные ценности вырывают информацию из контекста и искажают ее для достижения собственных целей. В нормах ВОЗ всего лишь говорится, что для дошкольников нормально трогать себя. Подобные действия соответствуют нормальному эмоциональному и физическому развитию. «Мастурбация среди детей в корне отличается от мастурбации у взрослых. У детей нет сексуальных и/или эротических намерений», — объяснила Каччиаторе.
Искаженные представления, публикуемые в издающейся на русском языке прессе, вроде статьи в «МК-Латвия» с заявлениями Клявы, могут быстро закрепиться среди населения. Судя по результатам недавнего исследования, печатные СМИ являются весьма популярными в Латвии: 83% жителей республики регулярно читают печатные издания, включая газеты и журналы. А «МК-Латвия» является самой читаемой газетой в стране.