Исполнительный директор Нобелевского фонда Ларс Хейкестен выступил с заявлением: «Сделаны ошибки, которые подрывают репутацию Каролинского института, и дело («дело Маккиарини») может сказаться на том, как воспринимается Нобелевская премия».
Нобелевские премии в области медицины и физиологии присуждаются Нобелевской ассамблеей, состоящей из 50 профессоров Каролинского института, представления готовит Нобелевский комитет. О деле хирурга Паоло Маккиарини мы рассказывали не раз. Автор методики пересадки искусственной трахеи, обработанной стволовыми клетками пациента, гостевой профессор Каролинского медицинского института, Маккиарини оперирует сейчас в России, в Краснодаре. У ряда его пациентов после операции начиналось отторжение искусственного органа, в результате наступала смерть.
«Работа над ошибками» началась с Урбана Лендаля, секретаря ассамблеи и комитета. Паоло Маккиарини был и его протеже. « Лендаль понимает, что разбирательство может затронуть и его, поэтому, исходя из заботы о работе по присуждению Нобелевских премий, он складывает с себя обязанности секретаря», — сообщила Нобелевская ассамблея. Урбан Лендаль является и членом правления Нобелевского фонда.
«Урбан Лендаль работал замечательно, как в Нобелевском комитете премий по медицине и физиологии, так и в правлении Нобелевского фонда, — сказал председатель фонда Карл-Хенрик Хельдин. — Поэтому я сожалею, что он был вынужден, то есть, он решил, что вынужден уйти. Я его понимаю, он был участником группы, которая принимала Маккиарини на работу, и будет фигурировать в расследовании. Лендаль не хочет, чтобы Нобелевский фонд каким-то образом связывали с этим печальным делом.
«Это кошмарное происшествие, — так характеризует "дело Маккиарини" лауреат Нобелевской премии по медицине 2000 года, шведский ученый Арвид Карлссон. — Я не могу себе представить ничего иного, кроме огромной чистки, которая должна быть произведена. Мое мнение — все правление Каролинского института должно уйти в отставку, и ректор тоже. Это беспрецедентный скандал, худшее, что произошло в истории нобелевских премий вообще и истории нобелевских премий по медицине, в частности».
Между тем, с профессором не согласен председатель правления Нобелевского фонда Карл-Хенрик Хельдин, заявивший, что «связь между нобелевскими премиями и делом Маккиарини очень незначительна».