3 декабря 2015 года — Азербайджан… 15 декабря 2015 года — Болгария… 28-29 декабря 2015 года — Сербия… 22 января 2016 года — Германия… 6 февраля 2016 года — Казахстан… Попутно переговоры с премьер-министрами Финляндии, Норвегии в Лондоне… Встреча с канцлером Германии Ангелой Меркель… Визит на Украину на следующей неделе… Затем поездка в Грузию…
Таковы состоявшиеся и запланированные внешнеполитические контакты Ахмета Давутоглу (Ahmet Davutoğlu) в качестве премьер-министра действующего правительства, которое приступило к своим обязанностям 24 ноября 2015 года.
Столь оживленный дипломатический трафик премьер-министра Давутоглу, несмотря на плотную повестку дня самой Турции, которая включает и борьбу с террором, и обещания нового правительства, и экономику, и поправки к конституции, нужно правильно интерпретировать.
В зарубежных визитах премьера можно проследить определенную ось, состоящую из стран, на которые может подействовать напряженность в отношениях между Россией и Турцией.
Балканы, Кавказ, Средняя Азия, Восточная Европа…
Фактор Назарбаева
На недавний визит в Казахстан, за которым мне довелось наблюдать непосредственно на месте событий, обратим особое внимание.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев — один из опытнейших государственных деятелей в мире. Вес, которым он обладает в пространстве Средней Азии, тоже хорошо известен. Это сильный лидер, которому многие годы удавалось сохранять сбалансированные и благоприятные отношения с Москвой.
Догадаться, о чем говорили Давутоглу с Назарбаевым, помимо того, что было публично объявлено, не составит труда.
Несомненно, Назарбаев — это лидер, который потенциально способен сыграть самую весомую роль в снижении напряженности на линии Анкара — Москва.
Следовательно, Назарбаев может включиться в процесс восстановления каналов диалога между двумя странами, переживающими кризис в отношениях, если и не в статусе посредника, то, по крайней мере, в роли катализатора.
Именно с этой точки зрения и следует рассматривать 16-часовой визит в Астану.
Сигналы Путину
Мы знаем, что важное место в концепции внешней политики премьер-министра занимают понятия «проактивная» и «превентивная» дипломатия.
В этом смысле Давутоглу принципиально выступит против тех, кто назовет его дипломатические маневры «окружением России».
Но если сказать, что серию его внешнеполитических контактов определяет концепция «удержания напряженности между Турцией и Россией», думаю, он не будет возражать. То есть здесь преследуется цель — не допустить, чтобы высокое напряжение в отношениях двух важных игроков региона распространилось вокруг и повлияло на другие страны.
Следует заметить, что проактивная внешняя политика, которую Турция проводит с этой концепцией по обозначенной нами выше оси, содержит прямой сигнал Москве.
Это сигнал о том, что карты и козыри, которыми располагает Турция, не так ограничены, как полагает Путин.
Анкара стремится показать Путину, что проблема в отношениях между двумя государствами отражается и на третьих странах. И чтобы он не забывал, что Турция — активная и сильная страна, у которой есть альтернативы и хорошие связи.