Кишинев — На политическом фронте Молдавии — затишье. После утверждения правительства власти вплотную занялись решением накопившихся за год (именно столько страна пребывала в кризисной лихорадке, едва не закончившейся хаосом) проблем. «Обезоруженная» оппозиция взяла тайм-аут — месячную паузу, пригрозив, тем не менее, «вернуться всей страной», если власти не выполнят очередной «ультимативный пакет» требований. Правда, и сам ультиматум, да и пауза в 30 дней напоминают больше детскую обиду и, в своем роде, тупик, в который оппозиционные силы сами же себя и загнали.
«Загнанная в тупик» оппозиция
Почему тупик? В обнародованном на Гражданском форуме манифесте-ультиматуме оппозиционеры требуют от властей разработку пакета документов по борьбе с коррупцией, стабилизации ситуации в банковском секторе, назначения нового губернатора Национального банка, а также изменения Кодекса о телевидении и радио с тем, чтобы ограничить количество СМИ, которыми может владеть одно юридическое лицо.
Из формулировок исчезли жесткие и категоричные (до недавнего времени) требования об отставке правительства и о досрочных парламентских выборах. К слову сказать, все перечисленные выше вопросы уже вошли в повестку дня и парламента несколько ранее, чем были внесены в обнародованный Гражданским форумом ультиматум.
Большинство молдавских экспертов склонны считать, что именно работа властей на опережение и готовность команды нового премьера к диалогу с протестующими, с одной стороны, и отказ лидеров протестов от этого диалога, с другой, «загнали оппозицию в тупик».
«Хочу в СССР»
Однако, отношения не так давно спешно объединившихся «союзников» политических, но с совершенно разными геополитическими стремлениями (проевропейская платформа «Достоинство и правда» и пророссийские социалисты с «Нашей партией»), неожиданно напряглись. Появились разногласия и претензии. Не исключено, что эта трещина может только усугубиться после одного из высказываний, прозвучавших из уст лидера Партии социалистов Игоря Додона, который в открытую стал звать молдаван уже не в Евразию, а «домой, назад в СССР».
Как образно выразился румынский политолог Дан Дунгачиу, в случае реализации сценария федерализации Молдавии, между Молдовой и Румынией навсегда «будет воздвигнута китайская стена».
Надо полагать, что именно геополитические противоречия организаторов протестов в Кишиневе дали повод румынскому профессору, директору исследовательского центра Восточной Европы и Азии Михаилу Ионеску назвать события в молдавской столице «перевернутым майданом».
Как-то исчез из «площадной» арены, уйдя «в тень», еще один из организаторов протестов — лидер пророссийской «Нашей партии», мэр молдавского города Бельцы Ренато Усатый. От маршей по улицам Кишинева он категорически отказался, и многие даже полагают, что он занялся своими непосредственными обязанностями — решением проблем второго по величине города Молдавии.
Надо полагать, что время до первого заседания весенней сессии парламента (именно к этой дате Ренато Усатый пообещал привести в Кишинев всю страну) будет использовано плодотворно, а город Бельцы решит многие из накопившихся вопросов.
Ушел с площади в радио и телеэфир и лидер Гражданской платформы «Достоинство и правда» Андрей Нэстасе. Видимо, желая «подогреть» интерес к своей персоне, во время очередных теледебатов с представителем власти он устроил шумные разборки в прямом эфире, шокировав телезрителей далекой от литературного языка лексикой, и режиссерам передачи ничего иного не осталось, как спешно вставлять привычное в таких случаях «п-и-и-и».
В ожидании «продолжения банкета»
Гуляет сырой февральский ветер и между пустыми, в большинстве своем, палатками, как на площади Великого Национального собрания, так и перед зданием парламента Молдавии. Хотя перед парламентом кое-где еще дымятся трубы нескольких дощатых деревянных домиков, обитатели которых все еще надеются на «продолжение банкета».
Да полощутся на ветру потертые лозунги «Долой олигархов и воров» и «Долой мафию», на фоне которых фотографируются зеваки.