На определенном этапе сирийского кризиса многих волновал вопрос: кто остановит Асада? Ни от Запада, ни от Востока, ни от кого-нибудь еще не было слышно ни звука…
Распоясавшийся дамасский диктатор творил, что хотел, и в результате войны, которую он начал, чтобы подавить восстание против деспотического режима, погубил свою страну и народ…
В конце прошлого лета за дело взялась защитница Асада — Россия. Под предлогом борьбы с ИГИЛ она обеспечила себе военное присутствие в Сирии, но в сущности взяла на прицел оппозиционные группы, выступающие против сирийского режима. Под российскими бомбежками гибли не только бойцы, но и гражданское население. Женщины и дети покидали свои лежащие в руинах дома, искали место, где они могли бы найти спасение…
На фоне этой драмы возникает новый вопрос: а кто скажет «стоп» Путину? И опять не слышно ни звука.
До каких пор?
Таким образом, Москва продолжает упрямо гнуть свою линию в Сирии. Неужели действительно нет никого, кто бы мог остановить Путина?
Откровенно говоря, почти нет… США, которые больше остальных могут заставить себя слушать, ограничиваются одним-двумя ничего не значащими выступлениями, призывами и не используют никаких инструментов давления, способных образумить Россию. Понятно, что Вашингтон не хочет вступать в ближний бой с Кремлем в период президентской гонки…
Что касается остальных «сил»… Ждать какой-либо энергичной инициативы от ООН и тем более от Совета Безопасности бессмысленно. ЕС больше озабочен проблемой мигрантов и не обладает сдерживающим влиянием на Путина. Только Германия — судя по договоренности Давутоглу и Меркель — намерена задействовать НАТО. Арабский мир не способен остановить Путина. Наконец, Турция тоже мало что может сделать в условиях напряженности, возникшей из-за самолетного кризиса с Россией.
И возникает следующий вопрос: как долго Путин будет сохранять такую позицию? Честно говоря, и на него нет обнадеживающего ответа…
В одиночку?
В последнее время горячо обсуждается вероятность того, что ради своих интересов в области безопасности Турция, у которой в этих условиях существенно сузилось пространство для маневра, предпримет военное вмешательство в Сирию.
Очевидно, попытка такого вмешательства при отсутствии атаки на Турцию с противоположной стороны несет большие риски. Нет ни одного элемента, необходимого для того, чтобы такая операция считалась легитимной (ни призыва Дамаска, ни резолюции ООН с одобрением). Зато высока вероятность конфликта с Россией, которая решительно выступит против турецкого вмешательства. Более того, США и НАТО не станут поддерживать одностороннее вмешательство Турции. В то же время, даже если Турции удастся обеспечить какое-либо доминирование на поле боя, превратить его в устойчивую «зону безопасности» может быть очень сложно и дорого…
Именно в таком мнении сходятся опытные турецкие дипломаты и военные эксперты.
На нынешней критической стадии развития событий нужно действовать реалистично и хладнокровно.