Решение России принять участие в гражданской войне в Сирии на стороне правительства Асада оказалось для многих неожиданным: размещение боевых самолетов для прикрытия наступательных действий сухопутных войск, их техническое обеспечение и охрана требуют немалых затрат и усилий. Россия направила в Сирию отдельные образцы современного вооружения, как бы стремясь показать миру качество своей боевой техники. Однако после того, как турецкая авиация сбила российский бомбардировщик, ситуация изменилась. Россия значительно ужесточила свою позицию, развернув более мощные системы ПВО и направив в Сирию истребители, которые стали прикрывать бомбардировщики во время выполнения ими боевых заданий.
Последней мерой стала отправка четырех истребителей Су-35С. Это один из самых современных боевых самолетов, состоящих на вооружении российских ВВС, и один из самых мощных в мире. Грозная машина, венец конструкторской мысли, уходящей корнями в советскую эпоху.
Су-35С ведет свою родословную от Су-27, созданного в восьмидесятые годы как многоцелевой истребитель и призванного обеспечить воздушное превосходство над западными аппаратами F-15 Eagle и F-14 Tomcat.
Су-27 был создан в 1985 году в СССР, и в его конструкции прослеживается разница в советском и западном подходах к воздушному бою. В то время как западные модели стремились использовать техническое превосходство и способность поразить самолет противника на большом расстоянии с помощью более мощных радаров и ракет большей дальности, то советские самолеты были рассчитаны прежде всего для ближнего боя, несмотря на свои внушительные размеры.
Но Су-27 уже обладал сверхманевренностью, и эту его особенность, значительно усиленную, унаследовал Су-35С, что делает его очень опасным противником.
Не только аэродинамика
Сверхманевренность позволяет Су-35С совершать другие пилотажные фигуры, смертельно опасные в ближнем бою, такие как J-turn, или «манёвр Хербста», то есть, разворот с минимальным радиусом и за короткое время, позволяющие уйти от зашедшего в хвост противника и занять позицию позади него, чтобы нанести огневой удар.
Западные самолеты сконструированы для пуска ракет с дальнего расстояния и, в случае необходимости ведения ближнего боя, используют теорию управления энергией, в корне отличающейся от советского подхода. На некоторых образцах даже не установлены пушки (в частности, на первых моделях F-4 Phantom), поскольку считается, что вести ближний бой придется крайне редко, а если дело до этого и дойдет, то лучше воспользоваться ракетами малой дальности с инфракрасной головкой наведения.
В этом смысле Су-27 превосходили свои западные аналоги и пользовались большим успехом. На их основе был разработан ряд модификаций, таких как Су-30 (истребитель-бомбардировщик с множеством экспортных модификаций), Су-33 (палубный), Су-35 (модернизированный истребитель), двухместный ударный самолет Су-34 с сиденьями, расположенными друг с другом, а также лицензионный китайский самолет Shenyang J-11. Многие экспортные модификации Су-30, такие как МКК и МК2 (поставляемые в Китай, Венесуэлу, Индонезию и Вьетнам), МКМ (поставляемые в Малайзию) и, в особенности, МКИ (поставляемые в Индию), в значительной степени способствовали развитию первой модификации Су-35 и ее прототипа Су-37.
Первый Су-35 (Су-27M) был создан на основе базовой модели этого семейства истребителей с целью улучшения его тактико-технических данных, его производство началось в конце 80-х годов прошлого века. Этот самолет обладал улучшенной конструкцией, полетными характеристиками и более мощными двигателями, но было построено всего лишь 15 образцов этой машины, которые использовались в основном для демонстрации научно-технических достижений. На его основе был создан единственный прототип Су-37, оснащенный передними элеронами и форсунками, позволяющими изменять вектор тяги. Все это обеспечивало ему невиданные возможности для маневра. Су-37 использовался в качестве исследовательской платформы для разработки истребителя-невидимки пятого поколения ПАК ФА.
Кабина, оснащенная многофункциональными жидкокристаллическими экранами
Су-35С — это совсем другая машина. Созданный в 2003 году на основе Су-27, он оснащен новыми, более легкими конструкционными титановыми элементами и передовой электроникой, прежде всего РЛС. Благодаря этому были убраны элероны и уменьшен «хребет» между хвостовым оперением, характерный для семейства этих машин.
На Су-35С стоят двигатели, сконструированные на основе тех, что были разработаны для ПАК ФА, и форсунки, позволяющие изменять вектор тяги в трех плоскостях. Благодаря этому, он приобретает не только сверхманевренность, но и способность преодолевать звуковой барьер без форсажа, хотя и в ограниченном режиме. Его максимальная скорость превышает Мах 2,25 по высоте. Кроме того, он покрыт материалами, поглощающими радиолокационное излучение. Для уменьшения формы радара были внесены некоторые изменения в конструкцию.
Кабина Су-35С оборудована многофункциональными жидкокристаллическими экранами, сенсорами, индикатором на лобовом стекле и приборами ночного видения. В носовой части установлена пассивная фазированная антенная решётка. РЛС Н035 Ирбис способен обнаруживать небольшие цели на расстоянии 400 километров, вести 30 самолетов и одновременно наносить удары по восьми из них. Он может также вести наблюдение за местностью и обладает функцией радиолокационного синтезирования апертуры. На самолете установлена система пассивного инфракрасного и оптического обнаружения и средства радиоэлектронного противодействия.
Благодаря облегчению и усилению конструкции удалось увеличить объем баков с горючим, что позволило увеличить дальность полета до 3 500 километров, а также полезную нагрузку.
Су-35С оснащен 12 узлами внешней подвески для вооружений и может нести до 8 тонн различных ракет и бомб, как управляемых, так и неуправляемых. На его борту также находится 30-мм авиационная пушка. Может производить дозаправку горючим в воздухе.
Одним словом, это самолет поколения 4++, обладающий прекрасными летными качествами и большими поражающими способностями. В настоящее время российская армия приняла на вооружение 40 таких аппаратов и сделала заявку еще на 50 для обеспечения своих потребностей. Следующий шаг — самолеты 5 поколения. Экспортные модели выставляются на самых различных тендерах: от Южной Кореи до Бразилии.
Разумеется, Су-35С является достойным противником самых современных западных самолетов, в том числе F-15, F-16 и Typhoon. Хотя ни Су-35С, ни его предшественник Су-27 не участвовали в боях с вышеупомянутыми западными аналогами, следует отметить, что в ходе совместных учений Су-30МКИ и Eurofighter Typhoon первые показали себя достаточно крепкими орешками. Участие Су-35С в боевых действиях за пределами российских границ позволит оценить не только его тактико-технические характеристики, но и способствовать его продажам в другие страны. Западные летчики не зря его опасаются, поскольку это действительно грозная машина.