Государственная миграционная служба Украины в 2015 году отказала в предоставлении статуса политического беженца подавляющему большинству граждан России, которые приехали в Украину, опасаясь преследований в своей стране.
В прошлом году 86 россиян подали заявления с соответствующей просьбой, и только 7 из них получили этот статус, еще четверым был предоставлен статус лица, нуждающегося в дополнительной защите. Такие данные сообщили ВВС Украина в Государственной миграционной службе Украины.
Как бизнесмен стал искателем убежища
Бывший предприниматель из Нижнего Новгорода Алексей Ветров ждет заседания Верховного суда Украины, который будет рассматривать его жалобу на решение миграционных органов об отказе в предоставлении статуса беженца. Его дело тянется с конца 2014 года.
«Они едут сюда, потому что считают, что их встретит молодая постреволюционная демократическая страна, а им приходится сталкиваться со старой, постсоветской бюрократической системой», — говорит в комментарии ВВС Украина Максим Буткевич, правозащитник из организации «Без границ», которая оказывала юридическую помощь Алексею и другим искателям убежища.
«Я считаю, что миграционные органы недостаточно изучают дела просителей убежища. Не собирают информацию о стране происхождения, во всяком случае, в судах, которые мне пришлось пройти, такие материалы миграционная служба не предоставляла», — рассказывает ВВС Украина Алексей Ветров.
«Не хочется думать об этом, но есть подозрения, и не только у меня, но и у других российских беженцев, что миграционная служба просто выполняет политическую волю руководства страны не впускать россиян в Украину», — добавляет он.
Оппозиционер?— Не факт
Спикер Государственной миграционной службы Украины (ГТСУ) Сергей Гунько рассказывает, что в 2014 году статус беженца просили 130 россиян, в 2015-м — 86.
«Процедура рассмотрения заявлений о признании беженцем в Украине полностью адаптирована к Конвенции ООН 1951 года о статусе беженцев и унифицирована с аналогичными процедурами большинства государств — членов ООН, в том числе ЕС», — сказал он в комментарии ВВС Украина.
Утверждение об оппозиционной деятельности в стране происхождения не означает, что человек преследуется и ему грозит какая-то опасность
Сергей Гунько, государственная миграционная служба Украины
«Влияние человеческого фактора при рассмотрении дел минимизировано, поскольку процедура предусматривает привлечение — с согласия просителя убежища — общественных экспертов, представителей Управления по делам беженцев ООН. Конечно, изучается и страна происхождения человека, обратившегося за статусом. Изучаются все возможные источники информации сначала региональным управлением миграционной службы, затем — центральными органами», — сказал Сергей Гунько.
На вопрос ВВС Украина о причинах отказа, в частности, оппозиционным к российским властям лицам, представитель ГТСУ отметил: «Утверждение об оппозиционной деятельности в стране происхождения не означает, что человек преследуется и ему грозит какая-то опасность. Есть четкие критерии, по которым изучается каждое дело».
Вследствие рассмотрения — 7 из 86-ти заявителей получили статус беженца из России, 4 — статус лица, нуждающегося в особой защите.
«Есть большой вопрос, почему люди, преследуемые в России по одним и тем же статьям Уголовного кодекса РФ, могут либо получить, либо не получить статус беженца в Украине. Общепризнанный факт, что в России лицам, занимающимся публичной оппозиционной деятельностью, реально угрожает преследование по политическим мотивам. Но нам известны ситуации, когда в судах при рассмотрении дел о предоставлении статуса беженца представители территориальных миграционных органов указывали, что Россия вполне демократическое государство», — говорит правозащитник Максим Буткевич.
На это обращают внимание и в правозащитной организации Human Rights Watch.
«Год назад миграционная служба отказала в предоставлении убежища российскому оппозиционному активисту Петру Любченкову, заявив, что законодательство России не допускает пыток. В ноября 2015 года известный правозащитник из России Павел Шехтман на своей странице в Facebook цитировал документ, подписанный представителем миграционной службы, где в объяснениях отказа в убежище указывалось, что свободу собраний в России гарантирует российская Конституция», — отмечается в статье исследователя Human Rights Watch по Украине и Беларуси Юлии Горбуновой.
Суды по кругу
Павлу Шехтману, которого в России задерживали правоохранительные органы за публикации в соцсетях сообщений в поддержку Украины, отказали в предоставлении статуса беженца, но в январе Апелляционный суд, куда россиянин обратился с жалобой, вернул его дело миграционным органам. Несмотря на то, что Павел Шехтман выиграл дело, неизвестно, чем все закончится.
В Украине уже есть прецеденты, когда дела просителей убежища ходят по кругу между судами и миграционными службами по несколько раз, поскольку суд, встав на сторону искателя убежища, не может обязать Государственную миграционную службу предоставить соответствующий статус.
Самый яркий пример — дело Сергея Анисифорова, который сейчас живет в Одессе и не впервые судится с миграционной службой.
Сергей занимался актерской деятельностью в России, снимался в небольших ролях в телесериалах, но во времена Евромайдана приехал в Украину, был активистом протестов и участником самообороны в Одессе.
9 февраля он выиграл дело в Апелляционном суде Одессы против миграционной службы, которая не предоставила ему статус беженца.
«Это уже пятый суд по моему делу, несколько процессов я выиграл, в том числе летом прошлого года — дело в Высшем административном суде, но миграционная служба не меняет своего решения и не хочет признавать того факта, что существуют угрозы для меня в случае возвращения в Россию. Скорее всего, миграционная служба снова обратится в Высший админсуд», — сказал Сергей Анисифоров в комментарии ВВС Украина.
В то же время, руководитель пресс-службы Государственной миграционной службы Украины Сергей Гунько подчеркивает, что не может разглашать содержание дел просителей убежища и конкретные причины отказа в предоставлении статуса, поэтому содержание дел просителей убежища ВВС Украина смогла узнать только от них самих и правозащитников.
О рудиментах, профессионализме и пропаганде
Правозащитник Максим Буткевич отмечает: речь не идет о том, что все просители убежища из России подвергаются политическим преследованиям и могут рассчитывать на получение статуса. По его словам, в их организации обращаются за консультативной помощью россияне с разными жизненными историями, и многим из них правозащитники объясняют, что они не могут претендовать на получение статуса.
В то же время, он говорит о необоснованных, по мнению правозащитников, отказах.
«Возможно, это рудименты Януковича. При этом режиме россиянин вообще не мог получить статус политического беженца в Украине. Сейчас, конечно, ситуация несколько изменилась, но все равно, отказов очень много. Возможно, есть какие-то опасения, мол, поприезжают россияне получат статус, а потом жди от них провокаций. Но, думаю, есть основания говорить и о вопиющем непрофессионализме конкретных людей, от которых зависит принятие решений», — говорит в комментарии ВВС Украина Максим Буткевич.
Правозащитник из организации «Без границ» также говорит, что количество просителей убежища из России в Украину в 2014 и 2015 годах существенно возросла по сравнению с предыдущими годами.
«130 человек в 2014-м — это больше чем в два раза больше, чем за 2012-2013 годы вместе», — говорит Максим Буткевич.
Журналист Айдер Муждабаев, недавно переехавший из России в Киев, считает, что несмотря на отказ в предоставлении политического убежища, число беженцев из России в Украину будет расти.
«Считаю, Украина должна быть готова к потоку беженцев из России в будущем. И она вынуждена будет их принимать как пограничная страна. Хочет она или нет, но это одно из ожидаемых последствий событий, которые будут разворачиваться в России. Игнорировать этот процесс не удастся, поэтому уже сейчас следовало бы предпринять шаги, направленные на урегулирование возможности защиты россиян от преследований», — сказал он в комментарии ВВС Украина.
Президент Петр Порошенко в апреле прошлого года заявлял, что будет инициировать изменения в законодательство с целью упрощения получения гражданства лицам, которые притесняют за политическую деятельность в собственной стране, выделив Россию.
«Буду инициировать законодательные изменения для упрощения процедуры принятия гражданства и предоставления политического убежища гражданам, преследуемым на родине и в частности, россиянам», — сказал он, вручая украинский паспорт журналистке Екатерине Сергацковой.
Однако до сих пор таких поправок в законодательство в Верховной Раде нет. Россияне, с которыми общалась ВВС Украина, опасаются, что заявления президента были не более чем элементом пропаганды.