Пока во вторник избиратели Нью-Гэмпшира, невзирая на снег, принимали участие в великом торжестве американской демократии, министр обороны США устанавливал ряд требований по расходам на 2017 год. И пока телевизионные камеры, по всей вероятности, отдавали предпочтение драматическому действу, разыгравшемуся вокруг голосования в Диксвилл-Нотче, переориентация приоритетов американской обороны при завершающем свой срок президенте могла, между тем, оказаться более влиятельным событием — и не в самом лучшем смысле, по крайней мере, для будущего Европы.
В своей предшествовавшей нынешним заявлениям речи в Вашингтоне на прошлой неделе Эштон Картер сказал, что в свете «российской агрессии» намерен просить четырехкратного увеличения расходов на вооруженные силы США в Европе. Ассигнования на борьбу с «Исламским государством», напротив, должны быть увеличены на 50%. Данный посыл не оставляет сомнений: с точки зрения Пентагона, угроза со стороны России внезапно становится даже более серьезной, чем со стороны ИГИЛ.
С первых дней своего пребывания в Белом доме Обама, казалось, проявлял интерес к чему угодно, но не к Европе. Он начал президентство с призывом, обращенным в Каире к мусульманскому миру, с инициативы, которая была сорвана Арабской весной и ее последствиями, но отчасти спасена прошлогодним ядерным соглашением с Ираном. У него не было выбора, кроме как противостоять растущей конкуренции со стороны Китая, и он положил конец полувековому отчуждению США и Кубы. Однако Европу Обама во многом предоставил самой себе. Когда Франция и Великобритания вмешались в военный конфликт в Ливии, США проводили «лидерство из тыла». Большинство оставшихся в Европе американских войск, как стало известно в прошлом году, должны были ее покинуть.
Такой подход нельзя назвать нелогичным. В Европе был мир — по крайней мере, если сравнивать с другими странами. Европейский союз медленно, но верно двигался вперед, кратко отклоняясь от своего курса (так, возможно, ситуация представлялась США) из-за внутренних кризисов в Греции и в зоне евро. Даже волнения на Украине, по крайней мере, на ранних стадиях, рассматривались Вашингтоном скорее как затруднение местного характера, нежели как противостояние в духе холодной войны.
Текущая политика в Государственном департаменте проводилась (яростно, но без особого эффекта) Викторией Нуланд; санкции против России были согласованы и скоординированы с ЕС. Все это время — несмотря на призывы киевского правительства — Обама держался от конфликта на почтительном расстоянии. Конгресс всколыхнулся, предлагая отправку оружия, но Обама мудро воспротивился. Америка, подразумевал он тем самым, в этой схватке не участвует.
В последние месяцы президентства Обамы эта обособленность подходит к концу. Дополнительные средства на оборону Европы предназначены для новых баз и оружейных складов в Польше и странах Балтии. Возрастет число учений для местных войск НАТО, будет больше новейших технических средств и маневров.
Вполне вероятно, что дополнительные расходы и возможности, ими предоставляемые, не более чем подачки «прифронтовым» странам ЕС в преддверии июльского саммита НАТО в Варшаве, подачки, о которых впоследствии можно будет тихо забыть. Хотя скорее всего они предназначены для реальных нужд — и если это так, то тайминг едва ли мог быть хуже. То же касается и последствий для будущего Европы.
Планируя увеличить расходы, США посылает враждебные сигналы России в то самое время, когда для этого за весь прошедший период существует меньше всего оснований. Почти два года прошло с тех пор, как Россия присоединила Крым, и 18 месяцев с момента крушения MH17. Боевые действия на Восточной Украине отгремели; свидетельств нынешней материальной поддержки Россией антикиевских повстанцев нет, и существует по крайней мере перспектива того, что вторые мирские договоренности будут выполнены, а Украина (за исключением Крыма) сохранит — пусть и шаткую — но целостность.
В Сирии Россия вступила в войну против ИГИЛ; она помогла организовать единственный существовавший там дипломатический процесс и в принципе согласилась с возможным уходом президента Башара Асада. Постоянная поддержка Москвы также имеет решающее значение для осуществления ядерной сделки с Ираном. Первая реальная перспектива улучшения отношений России и Запада со времен неудачной «перезагрузки» 2009 года выглядит так, будто она была уничтожена, не успев начаться.
Хуже того, предоставляя дополнительные средства конкретно Польше и «новым» членам НАТО, США посылают еще два — связанных друг с другом — сообщения. Во-первых, Вашингтон хочет дать понять, что готов нести непосредственную ответственность за безопасность этих стран. А это не только оставляет их вообще без какого-либо стимула нормализовывать отношения со своим гигантским соседом. Это неизбежно усилит у России чувство собственной незащищенности и вызовет новый виток того, что мы когда-то называли гонкой вооружений. Не исключая новые развертывания ядерного оружия.
Во-вторых, ЕС и европейские страны НАТО в очередной раз смогут отложить дело столь необходимого обеспечения оборонной самодостаточности. Казалось, обособленность Обамы уже начинала оказывать свое влияние: к Брюсселю и другим европейским столицам наконец-то приходило понимание того, что Европе придется сообща разрабатывать собственный закон по обороне, увеличивать расходы, серьезно беседовать с Россией о взаимной безопасности и в целом вести себя, как взрослые люди. Теперь же они смогут вернуться к своим прежним разобщенным и беззаботным методам, уверенные в том, что, кто бы ни стал следующим президентом США, он вряд ли будет меньшим атлантистом, чем Обама, и, если это будет необходимо, наверняка выручит их еще раз.