Агрессивные действия России в Европе — вторжение на Украину, полеты военных самолетов под носом у стран НАТО, размахивание ядерной дубиной — в новостях отошли на второй план. Но это все еще угроза, из-за которой США планирую в четыре раза увеличить военный бюджет в Европе, что приветствуют европейские члены НАТО.
Другими словами, динамика, породившая в 2015 году в Европе напряженность в стиле холодной войны, все еще никуда не исчезла. И эта напряженность может оказаться очень опасной.
Этим летом я писал о небольшой, но обеспокоенной группе аналитиков в США, Европе и России, предупреждавших, что риск непланируемой войны в Европе достиг неприемлемой высоты. Опрос, проведенный среди 100 экспертов-политологов, показал, что, по их мнению, вероятность войны в Европе составляет 11%, а возможность применения ядерного оружия в такой войне — 18%. Последующий более широкий опрос подтвердил это мнение.
Проведя неофициальную проверку своих источников, я убедился, что эти опасения не развеялись. В конце января базирующийся в Цюрихе Центр стратегических исследований опубликовал карту в рамках более широкого доклада, который можно прочитать здесь, помогающую понять, в чем суть проблемы.
Карта показывает учения, которые проводили Россия и НАТО в 2014 и 2015 годах. Каждый кружок означает учения, и чем больше кружок, тем больше военных участвовали в маневрах.
Очевидно, что Россия и страны Европы проводили военные учения после того, как в прошлом году усилилась напряженность. И именно в этом все и дело: военная непредсказуемость образовалась в Восточной Европе, и в случае резкого повышения напряженности грозит внезапно дестабилизировать континент.
Я хочу привлечь ваше внимание к Балтийскому морю, водному пространству между Швецией и странами, состоящими в НАТО — Эстонией, Латвией и Литвой (напомню, что США и другие члены Альянса обязались начать войну ради защиты любого из членов НАТО). Этот небольшой регион оказался в центре всего этого.
География Балтийского моря делает его крайне небезопасным для НАТО и для России. Почти каждый эксперт, с которым я говорил, называл Балтику потенциальной пороховой бочкой, и любой инцидент, неверный расчет, провокация могут, в худшем, хотя и маловероятном случае, разжечь конфликт, которого не хочет ни одна из сторон.
Проблема Калининграда
Посмотрите на маленькое красное пятнышко между Литвой и Польшей. Это Калининград, который Россия взяла во время Второй мировой войны. Этот район милитаризован в значительной мере, отчасти для использования в качестве плацдарма для переброски войск, отчасти из-за того, что мнительные и видящие всюду заговоры российские лидеры подозревают, что Европа хочет отобрать Калининград.
Россия боится, что любой конфликт, большой или малый, станет для США и Европе предлогом, аннексировать Калининград (возможно, вам это кажется безумным, но российские лидеры не видят в этом ничего ненормального, так как они сами только что аннексировали часть иностранного государства, а также искренне верят, что США стремятся разрушить Россию). Поэтому Россия наращивает оборону Калининграда.
Но Калининград полностью отрезан от остальной России, и его окружают страны НАТО. После событий на Украине Альянс начал перебрасывать солдат и танки в страны НАТО. Целью была защита стран Балтии от провокации в украинском стиле, но это также привело к ужесточению изоляции Калининграда. Происходят и другие события, например, балтийские страны объединяются в независимую электрическую сеть, из-за чего Калининград будет в большей степени зависеть от Европы.
Россия совершенно очевидным образом считает, что должна защитить Калининград на случай конфликта, и совершила два действия, которые были направлены на повышение обороноспособности, но могут также быть расценены, как агрессивные, и, следовательно, поспособствовать росту нестабильности.
Во-первых, Россия разместила в Калининграде оружие, разработка которого в последнее время ей хорошо удавалось: средства противовоздушной обороны. Они включают ракеты «земля-воздух», способные блокировать весь регион и лишить НАТО доступа в воздушное пространство. Это показано на карте кругами из синих линий вокруг Калининграда.
Во-вторых, Россия провела учения рядом с Прибалтикой, которые были похожи на разработанные на случай необходимости пробить сухопутный коридор до Калининграда. К этим действиям относились полеты российской авиации рядом с Балтикой или над ней, чтобы проверить реакцию НАТО.
Идея заключается в создании большого военного пути в Калининград, чтобы помешать НАТО захватить или блокировать его. Но это означает, что надо пробиться сквозь балтийские республики, отделяющие Россию от Калининграда. Иными словами, надо совершить вторжение.
Балтийская проблема
Динамика такова, что, даже если Россия разработала планы на случай самого худшего развития событий для защиты Клининграда, они все равно выглядят так, словно она планирует захватить Прибалтику. А НАТО, видя, что Россия наращивает войска вокруг прибалтийских республик, поступает так же.
Дело не в том, что США и Европа ожидают российского нападения и захвата Латвии. Для НАТО прибалтийские страны в таком же положении, что Калининград для России. Они плохо защищены, и необходимо усилить их безопасность, а Россия считает эти меры не оборонительными, а наступательными.
Балтийские страны физически отделены от прочей Европы. Армии этих стран несоизмеримо слабее намного более мощной российской армии. И балтийские лидеры не без оснований считают, что Россия готова развязать против них гибридную квази-войну в украинском стиле. не полномасштабное вторжение, а некое вмешательство, потенциально сопряженное с большим насилием.
Дилемма безопасности Восточной Европы и потенциал начала войны
Эта динамика на Балтике служит классическим примером того, что политологи называют дилеммой безопасности: одна сторона чувствует себя уязвимой и наращивает военный потенциал, чтобы достичь паритета, но это провоцирует вторую сторону на такие же действия.
Поскольку ни одна сторона не может быть уверенной в намерениях другой стороны, наращивание военной мощи как минимум частично воспринимается агрессивным и вызывает такие же ответные действия, что может привести к войне.
Это особенно опасно в Восточной Европе, так как стороны принимают меры не только для обзаведения самым сильным оружием, но и для создания самого быстрого вооружения. К таковому относятся запускаемые с воздуха крылатые ракеты, призванные принести победу в кратчайшие сроки. Это ведет к резкому сокращению времени на ответные действия. То есть, в случае провокации или неправильно оцененного происшествия у обеих сторон остаются считанные минуты на принятие решения об эскалации или де-эскалации.
Сценарии, способные привести к войне, подробно обсуждались здесь. Но случайность или ошибка вполне возможны, если учесть, что российские самолеты регулярно летают рядом с воздушным пространством стран НАТО или нарушают его.
И да, это еще опаснее с учетом наличия ядерного оружия. Особенно на фоне создания в России небольших тактических ядерных зарядов. К тому же, российская доктрина предусматривает применение ядерного оружия на более раннем этапе, чем американская.
Я хочу подчеркнуть, что война вовсе не неизбежна. Лидеры России и НАТО очень хотят избежать войны, и это главный фактор, определяющий начало военных действий. Но карта помогает понять, почему это возможно, хотя и практически немыслимо. Именно по этой причине стороны наращивают военный потенциал.