В эту среду в шведской губернии Норрботтен начинает работать группа российских военных экспертов. Они проинспектируют шведские военные учения Vintersol («Зимнее солнце»). О визите россиян мы беседуем с «принимающей стороной» — полковником Микаэлем Форселлем, командиром Норрботтенского полка, командиром гарнизона Будена и командующим военным округом Nord (Север).
— Эта инспекция проводится в соответствии с Венским документом 2011 года. Этот документ — многостороннее соглашение стран-участниц Организации безопасности и сотрудничества в Европе, подписанное и Россией, и Швецией. Он направлен на укрепление доверия между странами, на расширение открытости военных подразделений. Когда Швеция оповестила о проведении учений в губернии Норрботтен, учениях «Винтерсуль», тогда россияне заявили о своем желании проинспектировать часть подразделений, принимающих участие в маневрах, и в эту среду приступили к инспекции.
Участники учений разделяются на сторону А и сторону Б, какое-либо государство в качестве противника конкретно не указывается. В учениях принимают участие восемь подразделений общей численностью около 1100 солдат и офицеров. Танкисты, летчики, пехотинцы.
Что касается российской инспекции, то ничего выдающегося в этом нет, предыдущая подобная проверка проводилась в сентябре прошлого года. Шведские инспектора не так давно летали с аналогичной целью над Россией. Я не знаю точно, какова площадь района, который подлежит инспекции, но в Будене проверяют в четверг и мой полк и артиллерийский полк. В пятницу запланирована инспекция воздушной флотилии, расположенной в Лулео. Потребовали россияне и организации для них полета над зоной учений.
Такие посещения начинаются обычно с того, что я как командир подразделения рассказываю о своей части. В данном случае, мы проинформируем и о том, как распланированы учения Vintersol, кто в них участвует. После этого последует поездка на полигон, где инспектора посетят воинские части. И потом, если погода позволит, состоится наблюдательный полет четырех офицеров, представляющих Министерство обороны России.
Их задача — проверить, насколько учения соответствуют шведской заявке: какого типа эти учения, сколько танков, боевых машин, личного состава в них задействовано, насколько учения на бумаге соответствуют тому, что происходит в действительности.