Более ранние переселенцы чувствуют опасность, исходящую от недавно приехавших в Германию беженцев, а также ощущают себя обманутыми немецкими средствами массовой информации. После 20 лет успешной интеграции возникает угроза отчуждения — старательно раздуваемая из Москвы.
Лар (Lahr) — Что-то нарушило баденскую идиллию, а зависть и неподобающее поведение становятся причинами напряженности. Сегодня 25% из 44 тысяч жителей города Лара составляют русские немцы, и в последние 10 лет совместное проживание проходило почти гладко. Этот город даже использует такой рекламный лозунг: «Многообразие в квадрате».
Российские немцы создали здесь предприятия, построили автомастерские и гостиницы, в которых изготовленные в России с использованием искусственной кожи кровати находятся в классических для Шварцвальда комнатах. Сами жители Лара называют это «примиренным различием». Многочисленные фирмы, где все еще многие вещи производят вручную, довольны тем, что есть русские немцы, поскольку всем нужны прилежные, способные работать руками сотрудники.
Многие русские немцы стали жителями Лара, хотя это и вызывает удивление, поскольку один из прежних обер-бургомистров так описывал особенность этого места: «Есть мужики, бабы, а есть жители города Лара». В течение многих лет здесь царил покой и согласие в отношениях между русскими немцами и остальными жителями Лара — по крайней мере, так было до 24 января.
Бесцеремонное утверждение российских государственных СМИ
В этот день произошло то, что глубоко поразило обер-бургомистра города, политиков местного уровня, а также многих русских немцев. Около 350 мужчин и женщин из числа русских немцев собрались перед зданием ратуши на демонстрацию, которая не была разрешена властями города. «Каждый человек ценен» — такую надпись можно было прочитать на одном плакате. Желтые воздушные шары трепетали на холодном зимнем ветру. Списка желающих выступить не было. Русских немцев созвали к зданию ратуши с помощью сообщений, размещенных в Whatsapp и переданных по SMS. В них содержалась информация о якобы изнасилованной беженцами девочке Лизе из берлинского района Марцан.
Этот случай представляет собой бесцеремонное утверждение российских государственных средств массовой информации, которое уже давно было опровергнуто представителями полиции. Тем не менее, оно стало причиной масштабных волнений среди русских немцев и русских в Германии. В Филлинген-Швеннингене, Берлине, Раштатте и в Аугсбурге прошли демонстрации. Только в Баден-Вюртемберге 3 тысячи русских немцев вышли на улицу, протестуя против «насилия со стороны иностранцев». Подобные волнения оказались весьма кстати для немецких правых экстремистов — соответствующий по своему направлению журнал Compact подробно сообщал о демонстрациях, руководство которыми, вероятно, осуществлялось из Москвы.
Обер-бургомистр города Лара и социал-демократ Вольфганг Мюллер (Wolfgang G. Müller) до сих пор курит производимые в Ларе сигареты «Roth-Händle». Он обедал вместе со своей женой в тот момент, когда по сотовому телефону он получил сообщение о спонтанно устроенной демонстрации. На самом деле, Мюллер пользуется уважением среди русских немцев. Он быстро принял решение и поспешил в центр города, где и обратился с неподготовленной речью к демонстрантам.
«Вернитесь к нормальной температуре!»
Началась горячая дискуссия. Мюллер взял мегафон и попытался объяснить возмущенным демонстрантам суть кризиса с беженцами, он призывал проявить понимание в отношении примерно 900 беженцев, проживающих в контейнерном лагере на территории аэропорта города Лара. «Возможно, вы воспринимаете это как нечто провокационное, но я скажу вам честно: лично меня уже тысячи раз спрашивали — почему маленький Лар должен принять у себя 9 тысяч поздних переселенцев? И этот вопрос тоже нужно задавать».
На пару минут ситуация обострилась. Свист, оскорбления, стычки. Один демонстрант попытался отобрать у Мюллера мегафон. «Мы немцы», — кричали русские немцы. Мюллер объяснил взволнованной толпе, что он 20 лет назад тоже вынужден быть бороться за то, чтобы русские немцы были приняты. «Вы руководствуетесь только эмоциями и обмениваетесь уколами — спуститесь на землю и вернитесь к нормальной температуре!» В отношениях между русскими немцами и жителями Лара, между предпринимателями и переселившимися из Казахстана сотрудниками, в основном, отмечается «нормальная температура».
Интеграция часто занимает десятилетия. Иногда этот процесс проходит быстрее. Олеся и Эдуард Руди (Rudi) в течение последних десяти лет смогли создать транспортное предприятие. Сначала они продавали в Казахстан строительную технику, а затем приобрели грузовик для того, чтобы самим осуществлять перевозки. Пять из 40 колесных тягачей стоят на выровненном участке бывшего огорода. Фирма развивается. В сумерках они проводят по территории своего предприятия депутата Бундестага от партии ХДС Петера Вайса (Peter Weiß) и кандидата в земельный Парламент Марион Гентгес (Marion Gentges).
Очень недовольны политикой немецкого правительства
В Баден-Вюртемберге ведется предвыборная борьба. На счету каждый голос. А русские немцы до последнего времени оставались верными избирателями ХДС — из чувства благодарности, поскольку именно Гельмут Коль открыл тогда для них ворота. Автомастерские, хранилища для шин, современные офисные помещения, в которых обозначены автомобили, транспортные маршруты и сами водители; надписи сделаны на немецком, английском и русском языках. «Мы хотим сами выполнять ремонтные работы на 90%, и недавно мы впервые собственными силами заменили коробку передач и мотор», — с большой гордостью говорит Эдуард Руди. Посетителям в конце показывают видеопрезентацию в сопровождении песни Ксавьера Найду (Xavier Naidoo), в которой есть такие слова: «Этот путь не будет легким, этот путь будет каменистым и тяжелым». Создать фирму было нелегко, говорит этот предприниматель. В настоящее время семья Руди поддерживает в финансовом отношении местный футбольный клуб и даже оплачивает своим сотрудникам посещение фитнес-клуба. А Олеся Руди, получившая образование в Соединенных Штатах, возглавляет союз предпринимателей из числа русских немцев.
Не демонстрируется ли политикам в очередной раз во время подобного рода посещения святой мир интеграции и успеха? Не совсем, поскольку семья Руди, как и почти все русские немцы в Ларе, чрезвычайно недовольны немецкой политикой. «Возможно, люди более старшего поколения среди нас все еще благодарны Гельмуту Колю, — говорит Руди, — однако это больше не относится к Меркель, с ней дело обстоит иначе». Украинский кризис, немецкая критика в адрес проводимый Путиным политики и аннексия Крыма, политика федерального канцлера в отношении беженцев, глубокий скепсис по поводу американской политики, а также новогодняя ночь в Кельне — все это беспокоит бывших поздних переселенцев.
«Я бы сделал все так же, как Путин»
Они считают, что процесс создания ими гнезда в Германии находится в опасности, а с помощью российских средств массовой информации и русских страниц в Facebook напряженность только возрастает. Кризис с беженцами политизирует русских немцев, которые в течение многих лет пытались найти удовлетворение в семье, в церкви, в строительстве своего дома, что положительно воспринималось жителями города Лара. В результате постепенного процесса отчуждения русские немцы отдаляются от Меркель — и тем самым от основной части немецкого общества.
Депутат бундестага Петер Вайс и кандидат в местный ландтаг Марион Гентгес получают возможность прекрасно это почувствовать в конференц-зале. Вновь и вновь они вынуждены защищать проводимую в Берлине политику. «Я не говорю, что я за Путина или за Россию, но я его понимаю, и я вел бы себя так же, как это делает Путин. Нельзя же полностью оголяться. В какой-то момент Путин будет окружен», — говорит Руди. Один из его сотрудников говорит: «Если ХДС рассчитывает получить наши голоса, то в таком случае этой партии нужно изменить политику в отношении беженцев. И не должно быть так, что каждый раз, когда бомба взрывается в Киеве, все об этом подробно сообщают, но при этом замалчивается то, что происходит в Донбассе».
На выборах в Бундестаг кандидаты от ХДС в избирательных округах с большим количеством русских немцев раньше могли рассчитывать на 70% так называемых прямых мандатов. Теперь добиться подобного результата будет сложнее и в Ларе. Ольга Хельд (Olga Held) часто выступает в ходе предвыборных собраний, она ведет активную работу в землячестве немцев из России. Как могло так получиться, что г-жа Меркель сразу пропускает на границе сирийских мужчин, тогда как ей самой для въезда в Германию нужно было собирать много бумаг и печатей, спрашивает она.
Все настроены против новых иммигрантов
«И у меня есть причины для недовольства, — вновь вмешивается Эдуард Руди, — теперь в страну приезжают неправильные люди, и я считаю, что политики не могут сравнивать нас, русских немцев, с теми, кто пытается сегодня получить убежище». Старые и новые иммигранты вступают друг с другом в конфликт, а речь идет о старых и новых правах. Депутат Бундестага Вайс пытается успокоить ситуацию и заявляет, что русские немцы и соискатели убежища имеют принципиально разный правовой статус. Даже официально признанные претенденты на получение убежища только через шесть лет смогут получить немецкое гражданство, но и это не происходит автоматически.
Русские немцы из числа поздних переселенцев, в соответствии с федеральным законом об изгнанных, сразу признаются как немцы, если они обладают базовым знанием немецкого языка, а в Советском Союзе подвергались преследованию. «Наша цель, — говорит Вайс, — должна состоять в том, чтобы в местных советах было больше русских немцев. Где же мы можем вступить с вами в диалог?» «Может быть, в том случае, если вы пойдете в церковь или в магазин „Мини-Маркт“ в Ларе», — отвечает одна женщина.
«Мини-Маркт» в Ларе расположен рядом с вокзалом, а район Канадаринг (Kanadaring), место компактного проживания русских немцев, находится недалеко от него. Есть также пиццерия и закусочная, где предлагается «шашлык с хлебом, луком и маринованными огурцами» за 2,80 евро. Подобный набор трудно назвать типичным для Бадена. В этом хорошо организованном магазине лучший выбор рыбы в Ларе, а еще продается «премиальная икра», водка «Российская корона», а также почти все деликатесы, производимые в Польше или в Болгарии по российской рецептуре.
Российским СМИ начинают больше верить
«Мини-Маркт» является центром русской жизни в Ларе. Иногда сюда заходят и некоторые беженцы, если они хотят купить мясо индейки или овощи. «Но вообще они здесь появляются редко, — говорит 36-летний Ойген Ромме (Eugen Romme), который занимается торговлей вместе со своими родителями. — Естественно, в свое время мы тоже сюда приходили. Но мы все же были немного другими. Мы не делали того, что они устроили в Кельне».
«Русские немцы обычно с большим уважением относятся к женщинам», — говорит Ромме. Члены его семьи, предки которых были родом из Эльзаса, должны были доказать наличие немецких корней, чтобы получить разрешение на въезд в страну. «Из-за украинского кризиса и беженцев настроения у нас изменились; если кто-то скажет, что он немного за Путина, то тогда ему сразу говорят: возвращайся домой», — говорит Ромме.
Российское телевидение является источником развлечения для представителей более старшего поколения, и все понимают, что это еще и пропаганда, однако на немецком телевидении, по их мнению, также многое замалчивается. В определенной мере доверие русских немцев к немецким средствам массовой информации в ходе украинского кризиса снизилось, тогда как отношение к российским телеканалам и российским сайтам в социальных сетях, судя по всему, вновь улучшилось. Мама Ойгена Ромма является членом местного совета от партии ХДС, и она намерена продолжить эту работу. Однако она не скрывает своей озабоченности: «Мы испытываем большой страх, мы боимся все потерять, многие переживают за своих женщин, детей, и испытывают страх по поводу терактов».
Миллион евро на улучшение интеграции
Когда обер-бургомистр Мюллер затрагивает вопрос о своих соотечественниках русских немцах, он предпочитает говорить не об интеграции, а о том, что они пару лет назад уже окончательно «освоились». «Тот факт, что на автомобильных номерах стоят регистрационные знаки не Оффенбурга, а вновь Лара — за это еще нужно заплатить около 60 евро, — также свидетельствует о том, что вы уже освоились и рассматриваете Лар как свою новую родину. Одновременно вы сохранили и часть вашей русской идентичности, что проявляется в еде, в праздниках, в фольклоре, а также в политических дискуссиях. Часто присутствует также значительная близость к российской аргументации», — говорит Мюллер. Поведение участников проходившей две недели назад демонстрации, по его словам, совершенно не отвечало тем образцам, которые он привык видеть среди русских немцев. «Это был управляемый флеш-моб, состоявший из представителей той группы населения, которая раньше не была особенно активной, поскольку за прошедшие 25 лет мы не видели ни одной демонстрации поздних переселенцев».
Один миллион евро сегодня выделяет из своих средств город Лар на улучшение интеграции русских немцев, а общей его бюджет составляет 60 миллионов евро. Таким образом, за последние 20 лет город потратил на работу в области интеграции 20 миллионов евро. «Сегодня нам не нужна новая программа интеграции, а поздние переселенцы уже давно к нам приехали, — говорит Мюллер. — Но если возникает борьба мнений, то тогда нужно особенно с русскими немцами вести дискуссию о том, кто в большей степени прав и более объективно информирует: телеканал Russia Today или немецкие средства массовой информации». Кризис с беженцами, по его словам, делает русских немцев «нервными», они настолько возбуждены, что уже забили тревогу.
«Геи вон»
После демонстрации в Ларе организации «Активные граждане Лара» и «Землячество», в которых объединены русские немцы, стали дистанцироваться от проведенного митинга. Большинство из них не хотят испортить отношение с коренными жителями Лара. Представители полиции недавно провели беседу с русскими немцами, и сделано это было для того, чтобы прекратить распространение слухов о преступлениях с участием беженцев и о других происшествиях, о которых много говорят в городе.
На окраине района Лар-Киппенхаймвайлер находятся жилые дома желтого цвета. В середине 1990-х годов здесь был построен католический детский сад, а бывшие казармы канадских солдат были отремонтированы, однако чуть больше цвета им бы не помешало. В этом районе супермаркет для русских немцев намного меньше, чем в самом Ларе. Он называется «Элиза-Маркт», потому что им управляет Елизавета Есипович (Elisabeth Esipowitsch). Г-жа Есипович и ее сестра Наталья Босс (Natalia Boss) стоят за прилавком в хлебном отделе. Наталья черпает информацию почти исключительно из Facebook, а газеты больше не читает. «Немецкое телевидение мы также больше не смотрим, там распространяется одна ложь, а что касается беженцев, то очень многое скрывается», — считает она.
Наталья Босс в прошлое воскресенье также была среди примерно 400 русских немцев, которые устроили демонстрацию в Оффенбурге. Организатором этого митинга была партия «Единство» (Die Einheit), и прошел он под лозунгом «Больше защиты и безопасности для женщин и детей в Германии». Ангела Меркель на плакатах была названа «предательницей народа». Алексей Симон (Alexej Simon), кандидат в ландтаг от этой молодой партии сказал, что экономические санкции, введенные против России, уже привели к потере одного миллиона рабочих мест. Представители левых во время митинга скандировали лозунг «Добро пожаловать, беженцы». На это представители «Партии единства» отвечали призывом «Геи вон».