Северодонец — На сайте «Новое время» (судя по адресу, вполне себе украинском) появилось сочинение московского публициста Дмитрия Орешкина «Держитесь от Донбасса подальше». Удивило повелительное наклонение использованного в заголовке глагола. Я, было, подумал, что рафинированный московский интеллигент обращается к своим землякам, обитающим, преимущественно, за кремлевскими зубцами и на Старой площади. Однако я ошибся. Выдающийся мыслитель решил поучить уму-разуму нас, «сирых».
Перекормленные пропагандой
«Не мое дело советовать что-либо Украине, однако я считаю, что ей лучше держаться подальше от Донбасса», — начинает Дмитрий Борисович Орешкин. Строго говоря, ежели дело не твое — то и не стоило соваться в чужой монастырь. С непрошенными рекомендациями. Но, может быть, московит что-то дельное предлагает?
«Начнем с того, что в стране сейчас не то экономическое, политическое и социальное положение, чтобы купить/вернуть/завоевать благорасположение населения Донбасса. После войны люди на дух не переносят Киев: их кормила пропаганда, по ним стреляли, а такие вещи не забываются».
По-видимому, г-н Орешкин слишком уж отдается чтению сепаратистских массмедиа. Иначе откуда эта убежденность, будто на оккупированных территориях население пылко ненавидит Киев? Пропаганда пропагандой, но слишком близко к самым отдаленным поселкам Лугандона расположена свободная от боевиков территория. И «тьмы и тьмы, и тьмы» друзей, родственников, коллег по ту сторону разделительной линии, которые даже не агитируют — просто рассказывают, где и что купить, где проще оформить справку и в каком банкомате лучше снять наличность и т.д., и т.п.
Позабавила меня «экономическая» аргументация маститого автора. «Все знают, что самодостаточный Донбасс — это сказка. Можно сколько угодно кричать, что Донбасс — это индустриальное сердце Украины, но только это было правдой в 30-е годы ХХ столетия. Сегодня на дворе 2016 год, и все очень сильно изменилось».
Это — личное. В свое время я достаточно много приложил усилий, чтобы убедить своих земляков, что Донбасс получает из Центра много больше, чем туда отдает. Нет, я от своих слов не отказываюсь. Просто всякий раз, вспоминая о том, «кто кого кормит», надо учитывать, в чьи липкие руки передал промышленную мощь Донбасса незабвенный Леонид Данилович (или не смог воспротивиться таковой передаче). Иначе придется считать, что приблизительно треть ВВП Украины — это так, малоразличимая мелочевка.
Речь же шла о чисто бюджетных отношениях, когда многомиллиардные суммы выделялись на централизованные дотации государственным шахтам — а потом эти миллиарды оседали в карманах владельцев частных металлургических предприятий, где использовался государственный уголь. Впрочем, об этом можно уже понемногу забывать. Донбассу не придется «проходить очень болезненную структурную перестройку» по той простой причине, что товарищи оккупанты уже позаботились об уничтожении самых убыточных предприятий. Как после оккупации распорядятся ими хозяева — это уже их забота. Заботой же Украины как государства будет создать на этой территории максимум условий для притока инвестиций. Вот вам и вся структурная перестройка.
Борисович, ты не прав!
Поражает примитивизм автора, в других (российских) изданиях демонстрирующего склонность к довольно сложным логическим построениям. «Напоследок отмечу, — порадовал Орешкин зубодробительной «новостью», — что через 15 лет после окончания чеченской войны в России начинают задумываться: а так ли уж сильно нам нужна была Чечня? Тогда, 15 лет назад, об этом никто не думал… В результате те же российские националисты, которые раньше требовали «всех мочить», теперь говорят: «На хрена нам эти чурки?»
Чурки, говоришь? Чечня объявила о своей независимости в тот интересный период, когда российский президент всем подряд предлагал уносить столько суверенитета, сколько смогут загрести. Чеченцы — нация, у которой больше чем достаточно оснований ненавидеть метрополию. Наконец, российская армия оставила после себя выжженную землю в точном смысле этого слова. Что из этого перечня приложимо к Донбассу? Там если и есть разрушенные предприятия, то, преимущественно, те, которые оккупанты вырезали на металлолом.
И Украину самому зашоренному донбасянину не за что ненавидеть. Ну, разве за то, что дала гражданство всем без разбору, кто проживал на ее территории в декабре 1991-го. Так ведь было за что — за независимость население Донецкой и Луганской областей проголосовало конституционным большинством. Включая грудных младенцев.
…Ну, и так далее. Остается лишь решить, что нам делать с ценнейшими его указаниями? Лезть на военный российский «рожон» сегодня и так вроде бы никто не собирается. Вот когда процесс разложения империи доберется и до ее вооруженных сил — тогда и видно будет.
И не собирается Украина принимать у Путина оккупированные территории на его условиях. А о чем еще вся эта «минская» тягомотина? Остается думать, предлагает он от оккупированного Донбасса отказаться просто так. От широты украинской души. Вне зависимости от того, уведет ли Путин свои войска и своих марионеток с нашей земли — или они сами разбредутся от бескормицы и враждебного отношения местного населения.
Мудро, Дмитрий Борисович. Правда, последовать вашему совету не позволяет Конституция Украины. Каким бы смешным вам не показалось это обстоятельство. Но, допустим, каким-то чудом это препятствие обошли — и?.. Путину отдать? Так он давно забрал бы, если б захотел. Не берет, охальник. Или, может, пылкий антипутинец Орешкин предлагает признать «народные республики»? Чтобы Запад снял с Путина санкции и вообще перестал интересоваться тем, что происходит на территории с населением под 4 миллиона?
Интересно, г-н Орешкин хоть на секунду задумывался, что означает на практике отдать Путину в бесконтрольное распоряжение Донбасс — и держаться от него подальше?
Злость патриарха
Вот уж, действительно, избави нас, Боже, от друзей, а от врагов мы и сами избавимся. А с этими друзьями ухо нужно держать востро. Вот на днях, к примеру, издал крик души Андрей Пионтковский. Патриарх российской — демократической! — публицистики объявил на всю Московию: «…с сегодняшнего дня буду сотрудничать только с теми украинскими средствами массовой информации, руководители которых публично и недвусмысленно выскажут свое отношение к обвинениям Пономаря. А иначе зачем приглашать меня в свой эфир и на страницы своих изданий».
Дело в том, что киевский обозреватель из Торонто Олег Пономарь еще в апреле прошлого года высказал предположение, что Пионтковский (равно как еще целый ряд знаменитых российских публицистов), яростно нападая на российскую власть, на деле на нее работает. Все это было сказано ровным тоном, без оскорблений и излишних эмоций. Ну, работают товарищи на свою страну так, как умеют (и как платят). Что тут особенного?
Однако Андрея Андреевича натурально взорвало. Не знаю, употреблял ли он матерные выражения в черновом варианте, а в коротеньком блоге на «Эхе Москвы» остались выражения «мерзкий пасквиль», «этот субъект»…
Сам Пионтковский отмечает, что «практически ежедневно» он дает сразу по несколько интервью украинским СМИ. Теперь, надо думать, интервью у нас станут появляться реже. Лично меня это расстроит, но не сильно. С одной стороны, останется возможность читать его на российских сайтах. А с другой…
Как бы это сказать помягче… Потерял я интерес к его вдохновенным пророчествам. Отчасти по той причине, о которой как раз и говорил Пономарь, — какой-то Путин у него получается могучий, всепобеждающий; Обама перед ним — мальчишка с грязным пузом. Короче, точно такое видение, как у наших «зрадофилов» и «всепропалов». Но не это главное. Андрей Пионтковский — кандидат физико-математических наук. Ученый. Автор монографий и прочая, и прочая. И вот представьте, заявляет он о сотворенной им модели какого-нибудь объекта — а этот объект на практике начинает себя вести вопреки теоретической модели. Причем — постоянно, на протяжении лет. Ну, и кто такого ученого будет долго слушать?
Пионтковский в 2009 году выдал заманчиво-красивую теорию. «История сменяющих друг друга в России авторитарных режимов обнаруживает определенную закономерность, — поделился своим открытием автор. — Они гибнут не от внешних ударов судьбы и не от натиска своих противников. Они, как правило, неожиданно умирают от какой-то странной внутренней болезни — от непреодолимого экзистенциального отвращения к самим себе, от собственной исчерпанности и сартровской тошноты (la naus?e) бытия.».
И потом, вплоть до Майдана, Андрей Андреевич год за годом регулярно отыскивал в окружении Владимира Владимировича (да и в нем самом) все усиливающиеся симптомы указанной тошноты. Под конец он настолько проник ученым взором в тошнотворную природу путинского режима, что пару раз даже анонсировал его (режима) бегство на т.н. «воровском пароходе» (по аналогии с «философским пароходом» 1921 года).
А потом вроде как бабка пошептала — прошла у путинцев тошнота, и себя любить они стали до самозабвения, и бодрость духа их обуяла такая, что Америка с Европой содрогнулись и пошли к Путину сдаваться. Короче говоря, обмишурился Андрей Андреевич. Попал пальцем в небо. Это — по крупному. А были у него и мелкокалиберные… «попадания». Пономарь в упоминаемом посте разместил видеоинтервью Пионтковского, где тот назначал путинское наступление на весну 2015-го. Если не считать гораздо более поздней провокации боевиков у Марьинки, никакого наступления так и не случилось.
Подножка от Европарламента
Так что — не уговаривайте меня. Встречу опус за подписью Пионтковского — пролистну (или прокручу колесиком мышки). А что там читать, ежели у него все — мимо. Ко всему, экспрессией и красотою слога он явно уступает той же Латыниной. Или Белковскому.
Вот, до кучи, еще один… прозорливец. Все четыре года медведевского правления (2008 — 2012 гг.) он утверждал, что Дмитрий Анатольевич со дня на день отправит Владимира Владимировича на пенсию. А потом «тандем» уселся на лавочку, обменялся мнениями — и тут даже Станиславу Александровичу открылось истина, давно известная всей Московии и даже части прилегающих к ней государственных образований. «Погрел место, а теперь — брысь!» — Сказал Владимир Владимирович и поехал на инаугурацию.
Белковский отряхнулся — и с тем же радушием на лице принялся конструировать новые… концепты. Из последнего: Путин, понятно, всех переиграл, и сегодня предел мечтаний Запада — это чтобы путинские орды хотя бы из пределов Донбасса не двинулись. Что же до Крыма, так с его захватом Запад уже смирился навсегда и лишний раз предпочитает на эту тему не вякать.
Но когда белковский постулат широкие массы твердо усвоили, на авансцену неожиданно выходит Европарламент и с поразительным единодушием (472 евродепутата «за», при 79 «против и 33 воздержавшихся) голосует за резолюцию, которая исключает снятие санкций с РФ до тех пор, пока та не уберется из Крыма. Не из Донецка или Луганска — из Крыма! Только не говорите вслух, что это чисто декоративный орган. Засмеют.
***
Как-то попались мне чьи-то размышления на тему: «Не надо отталкивать от себя нынешнюю российскую антипутинскую оппозицию». Мол, у нас в России и так мало друзей, а если мы еще и этих оттолкнем, так и вовсе никого не останется… Мысль, конечно, интересная. Но малопродуктивная. Какой вред Московии способен нанести тот же Орешкин? Пустить под откос «Сапсан»? Вывести на улицы хотя бы пару тысяч демонстрантов? Глаголом выпалить сердца московитов?
Нет, наши друзья по-барски располагаются на страницах украинских массмедиа и берутся нас учить, как правильно строить демократию и рыночную экономику. В чем тут вред? А в том, что нам опять пытаются привить комплекс неполноценности по отношению к «старшему брату». Только это уже другой «брат». Без танков, без пушек, без нефти с газом — зато с апломбом носителя «единственно верного учения». Теоретики…
Как там, у Маркса? «…Теория без практики мертва». А откуда возьмется практика у Орешкина? А Белковский каким практическим опытом может поделиться?
Простите, братья-россияне, но мы этим уже сыты по горло.